Бюджет лихо проскочил первые два чтения. И теперь к дележке приступают губернаторы. Поделить предстоит 100 млрд. рублей "финансовой помощи регионам" - вдвое больше, чем в прошлом году, и в деньгах, и в процентах от бюджета. От того, как эти миллиарды поделят, зависит зарплата врачам и учителям, пособия - детям, льготы - ветеранам и квартплата в 60 из 89 российских регионов. Их бюджеты существуют за счет трансфертов из Москвы. Как в нашей стране делят деньги, как решают, кому помогать, а кому - нет, - самая большая государственная тайна.
Каждому - по формуле
В минфине нас попытались убедить, что губернаторы больше не ходят по московским кабинетам, выбивая деньги личным обаянием. Размеры трансфертов определяют по формуле, подготовленной при участии Мирового банка. Ничего личного. Одни показатели государственной статистики. По ним рассчитывают потенциал региона на душу населения.
Директор Центра фискальной политики и один из разработчиков формулы Галина Курляндская рассказывает о ней вдохновенно: "Чтобы рассчитать потенциал, мы подобрали статистически значимую регрессионную зависимость. Но Христенко сказал, что слово "регрессия" в Белом доме и Совете Федерации не поймут. Поэтому потенциал региона стали рассчитывать просто: делением и умножением".
Раньше, утверждают разработчики, помогали бедным регионам, не разбираясь, отчего у них мало денег. Были, например, области, чьи бюджеты на две трети состояли из трансфертов. А они в это время раздавали налоговые льготы, тем самым привлекали инвесторов, бурно развивались и вообще жили очень даже неплохо. Теперь учитывают не факт (сколько налогов собрали), а потенциал (сколько теоретически могут собрать, беря за основу, сколько собирают в среднем по России). Помогают тем, у кого собирать не с чего. А уж кто плохо собирает - это его проблемы.
К расчету "душ населения" подошли так же ответственно. "Голую" статистическую численность подправили специальными коэффициентами. Учесть постарались все: и прожиточный минимум, и есть ли в регионе Крайний Север, и демографию (потому что, скажем, чем больше стариков и детей - тем дороже обходится бюджету медицина). Получилось, в частности, что в Корякском АО одна душа стоит девяти среднероссийских. А в Москве она (по сравнению с той же средней) в полтора раза дешевле.
У нас оказалось 19 регионов, потенциал которых выше среднероссийского. Самые богатые - Ямало-Ненецкий АО и Ханты-Мансийский АО. Там нефть. Дальше (по убывающей) Москва, Самарская обл., Татарстан, Санкт-Петербург, Пермская обл., Свердловская обл., Вологодская обл., Оренбургская обл., Нижегородская обл., Ненецкий АО, Красноярский край, Ярославская обл., Башкортостан, Липецкая обл. и Белгородская, у которой потенциал на уровне среднего.
Трансферты делят между теми, кто оказался за этой "чертой бедности". Каждому добавляют столько, чтобы у всех стало поровну. 19 регионам приходится добавлять от 50 до 90% их бюджетов. Самый низкий потенциал - у Эвенкийского АО. Среди аутсайдеров Тува, Чукотка, Северный Кавказ и Республика Алтай.
Человеческий фактор
Формула формулой. Однако сейчас работает комиссия по согласованию. В каждом новом варианте - новый результат. Кому-то прибавляют, у кого-то отнимают. Формулу-то не переделаешь! Почему же результат меняется?
Пример - Новгородская область. Сначала трансферты ей уменьшили вполовину по сравнению с прошлым годом (Новгород - это как раз тот самый случай, когда губернатор создал для иностранных инвесторов полный рай. Даже федеральные налоги за них платил - из тех трансфертов, которые присылали ему из Москвы. Зато область развивалась бешеными темпами). Новгородцы стали ходить, просить. Их поддержали все регионы, терявшие трансферты. В общем, им добавили.
В распоряжении "АиФ" оказались некоторые цифры из секретного доклада Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ), анализирующего социально-экономическое положение в семи федеральных округах.
Данные полны парадоксов (см. табл.). Между размерами государственной помощи и экономическими успехами региона - никакой видимой связи. Сбор налогов никак не зависит от промышленного роста. Лидеры одного столбика оказываются в аутсайдерах в соседнем. Северо-Западный округ, например, обогнал всех по темпам роста, а по собираемости налогов - на 4-м месте. Южный, напротив, по промышленным показателям на втором месте и налоги собирает отменно. Но содержит его почему-то федеральный центр - местные бюджеты на треть пополняются из Москвы (при том, что сам округ почти половину своих налогов и сборов перечисляет в эту самую Москву).
"Губернаторы теперь меньше ходят по московским кабинетам, - говорит Г. Курляндская. - Зато начали очень даже плотно сотрудничать с местными статкомитетами: ведь теперь получение федеральных денег стало зависеть от их показателей". Волгоградские, да и другие статистики рассказывают, что первым делом местные власти кинулись подправлять численность населения.