Никто, включая их самих, не может точно предсказать, как поведет себя Альберт Гор или Джордж Буш по отношению к России, став президентом. Если судить по их высказываниям, Гор будет к России благосклоннее Буша, который пообещал связать будущую американскую помощь с тем, как ведет себя Москва в Чечне.
В отличие от Клинтона, который однажды охарактеризовал взятие Грозного российскими войсками как его "освобождение", Гор критиковал российские "репрессии" в Чечне, но не грозил лишить Россию помощи. "Новая холодная война - это не путь к прогрессу, - заявил демократ. - С Россией необходимо сотрудничать". Буш со своей стороны говорил, что сотрудничество с Москвой "невозможно", пока она не научится вести себя "с цивилизованной сдержанностью".
Буш обещает развернуть масштабную систему ПРО, даже если это будет означать односторонний разрыв американо-советского договора 1972 г. Но не обязательно это сделает, придя к власти: в отличие от Рейгана, он республиканец умеренного толка, и советники могут отговорить его от такого радикального шага.
Гор обещает развернуть ограниченную систему ПРО, но его сердце к ней явно не лежит. С другой стороны, запуск иракской или северокорейской межконтинентальной ракеты может в одночасье все изменить, и Гор тоже загорится этой идеей.
Некоторые российские эксперты полагают, что будет лучше, если с приходом нового президента наши отношения с США начнутся "с чистого листа": Путину удобнее иметь дело с "не запятнанным" контактами с российскими политиками Бушем. "Победа Буша наверняка будет не по душе отдельным представителям нашей верхушки, в свое время хорошо заработавшим на американских кредитах, - считает зам. директора Института США и Канады Виктор Кременюк. - По отношению к России республиканец настроен жестко и хладнокровно, и обещание разобраться с коррупцией он сдержит".
Впрочем, независимо от исхода выборов решительные шаги на пользу или против России в ближайшее время вряд ли последуют. Новому президенту потребуется как минимум полгода на то, чтобы присмотреться к ситуации. А за это время успеем присмотреться к нему и мы.