Примерное время чтения: 5 минут
132

Октябрь, великий и ужасный!

В последний год уходящего тысячелетия мы в 83-й раз встречали годовщину Октябрьской революции.

В начале века в России только 13% населения переступало 50-летний рубеж. Грамотность колебалась на уровне 30%, а высших учебных заведений во всей империи было меньше, чем в одной Москве при Советской власти. Не было даже всеобщей начальной школы.

Бесплатная медицина и образование, введенные почти одновременно с Советской властью, до сих пор остаются нашими вершинами, которые Запад так и не смог покорить. Женщин в России уравняли в правах с мужчинами на 40 лет раньше, чем негров с белыми в Америке.

Уровень сельскохозяйственного производства в царской России был высочайшим (четверть всего товарного хлеба в мире!), но за счет того, что 83% населения были крестьянами, которые после реформы 1861 года стремительно разорялись. Лозунг "Земля - крестьянам" разом покончил с этой проблемой. Беднейшее крестьянство (20% российских землепашцев) и середняки безоговорочно поддержали красных. Кулаки красных не поддержали, но не поддержали и белых. Философия "моя хата с краю" вскоре дорого им обошлась.

Чуть позже коммунисты добрались и до середняков, и до бедняков. После коллективизации крестьяне исчезли - остались одни колхозники. Ушел в небытие и экспорт зерна. Пришли времена ежегодной "битвы за урожай", которую мы столь же ежегодно проигрывали, и канадской пшеницы.

Рабочие в целом от революции сперва выиграли. Большевики первым делом сократили рабочий день. Надо сказать, что условия труда на большинстве заводов в царской России действительно были кошмарными. Не только из-за жадности "буржуев", но и по вполне объективным причинам. Если бы рабочие трудились меньше или получали больше, российская промышленность не выдержала бы конкуренции с западными странами.

Но и здесь свобода обернулась рабством. В 30-х годах рабочих пробовали прикрепить к их заводам, как крепостных крестьян к земле! Позднее эту средневековую меру пришлось отменить, но те самые условия труда, с которых все началось, ухудшались с каждым годом. А производительность труда и не думала расти! Производственные фонды в СССР не обновлялись десятилетиями. Еще и сегодня на машиностроительных заводах можно запросто встретить станки, присланные из Америки по ленд-лизу.

Чиновничество после революции на 80% перешло из царского управленческого аппарата в советский. Мелкие предприниматели из купцов и мещан в большинстве своем стали сперва нэпманами, а затем - совслужащими типа завмага или начсклада. Дальнейшая история показала, что чиновникам и госслужащим никакая революция нипочем! Точно так же они в 1993 году плавно перетекли из советского аппарата в российский.

Из народов империи больше всего выиграли евреи - единственная нация, которая до того была ограничена в правах передвижения и проживания.

Пушки вместо масла

Однозначно проиграли от революции дворянство и крупная буржуазия. Эти два класса попросту исчезли из дальнейшей российской истории. Буржуазия - надолго. Дворянство - навсегда. Вместе с дворянами исчезла и неповторимая культура. Поэзия русского Серебряного века выродилась - и это в лучшем случае - в революционную "лесенку" Маяковского. В архитектуре праздничный модерн сменился строгим конструктивизмом.

Советская власть с ее мелочным стремлением постоянно следить, чтобы гражданин не спел "неправильную" песню, не получил "длинного рубля", не застеклил лишний метр парников, мечтала создать "нового человека коммунистического завтра". То, что у нее получилось, мы сегодня называем "совком". Если коротко, это половозрелое и трудоспособное существо, готовое променять свободу на гарантированный паек. Но история учит: тот, кто меняет свободу на колбасу, обычно не получает ни свободы, ни колбасы.

В начале века Россия была на 4-5-м месте в мире по уровню производства, развитию основных фондов, степени капитализации. При Советском Союзе мы пусть ненадолго, пусть не по всем показателям, но вышли на 1-2-е место. А вот по производству на душу населения Россия и при царях, и при генсеках отставала от развитых стран в десятки раз!

Николай II любил считать броненосцы, Сталин - танковые армии, Брежнев - баллистические ракеты. А граждане великой страны, вышедшей на околоземную орбиту, стояли в очереди за "суповыми наборами" и покупали трусы по талонам месткома. Что-то подобное имела в виду Маргарет Тэтчер, называя СССР "Верхней Вольтой с ядерными ракетами". Мы, естественно, обиделись - потому что узнали себя!

Мы научили их демократии!

"Огромный вклад внесла Великая Октябрьская социалистическая революция в историю всего человечества!" - сказал с высокой трибуны Л. И. Брежнев. Он даже не подозревал, как был прав! Мало того, что 70 лет ХХ века прошли под знаком противостояния двух социальных систем. По сути, именно пример России создал западную демократию в ее нынешнем виде.

Стоит оговориться: отрицательный пример. В 20-е годы рабочие и безработные в Европе и Америке, а вслед за ними женщины и нацменьшинства начали в очередной раз бороться за собственные права. На сей раз их вдохновила сказка о "социалистическом рае" - о том, что в Совдепии заводы обходятся без капиталистов, каждая кухарка может управлять государством и т. д. Судьба царского и Временного правительств, с другой стороны, заставила элиты развитых стран пойти навстречу рабочему движению, провести обширные реформы. В итоге они-таки построили свой уже без кавычек социалистический рай - постиндустриальное общество. А Россия снова не сумела по достоинству распорядиться плодами собственного ума, пота и крови.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно