Примерное время чтения: 4 минуты
139

Народ у театрального подъезда

По мере того как страна медленно выбирается из 15-летней разрухи, а народ (ещё медленнее) - из нищеты, всё чаще и тревожнее звучит тема нравственности и культуры.

НА ДНЯХ о "попечении обо всём, что затрагивает душу человека" говорил на Рождественских чтениях Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. К сожалению, в жизни забота обо всём и особенно обо всех не получается. Защищая высокую культуру и нравственность, власть обращается прежде всего к обеспеченной России. Те же, у кого "в кармане вошь на аркане", из поля зрения выпадают. Народу как бы выделяется особая культурная и нравственная резервация: с рекламной пивоводочной культурой, с дешёвой телепопсой, с псевдоголосами и пошлым весельем.

Внешне вроде бы всё обстоит благополучно. Капиталистическая Москва напоминает постоянно действующий фестиваль, непрерывную демонстрацию культурного "мейнстрима". Афиши пестрят именами мировых знаменитостей, о которых прежде россияне слышали только по "Голосу Америки" или по Би-би-си. В Россию с удовольствием едут действительно крупные музыканты, певцы, режиссёры. Конечно, хорошо, что исчез "культурный занавес" времён "холодной войны". Но столица всё больше превращается в торгово-развлекательный центр для богатых.

С барского стола

А ЧТО перепадает с барского стола народу? Лишь крохи. Денег не хватает даже на скромный культурный паёк. Некогда общедоступная книга становится дорогим "деликатесом". Даже на разрекламированный "народный" каток на Красной площади билеты продают по 500 рублей. Если дело так пойдёт и дальше, то единственной народной забавой останется сходить посмотреть "на дедушку Ленина". Благо, что в Мавзолей ещё пускают бесплатно.

А вот билет на концерт в Дом музыки стоит от 100 до 300 долларов. Понятно, что "Прасковья из Подмосковья" туда не попадёт. Российские музеи ещё доступны для простого человека. В субботу, в воскресенье около Третьяковки, возле Музея изобразительных искусств выстраиваются очереди. Ещё доступен цирк. А вот кинематограф стал "кусаться". Старшее поколение ещё помнит билеты по 20 коп. Сегодня семейный поход в кино обойдётся в 1200-1500 руб. А это заметная брешь в семейном бюджете.

Всё менее доступным становится театр. За последние годы цены на билеты выросли в десятки раз. А ведь лет 15 назад билет на галёрку был по карману даже студентам. Сегодня у театрального подъезда всё чаще можно встретить новую, бытующую, пожалуй, только у нас категорию "культурных нищих": люди выпрашивают не копеечку, а случайно оказавшийся лишним билетик. Берут со слезами благодарности, с извинениями.

Кому принадлежит искусство?

КАК бы мы ни ругали советскую власть за цензуру и показную народность, нужно признать, что культурная политика с её главным лозунгом "Искусство принадлежит народу" давала свои реальные плоды. Тяга населения к искусству держится до сих пор. Но возможности воспользоваться конституционным правом "на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям" тают на глазах.

Мы идём на побитие мировых рекордов по числу казино и "одноруких бандитов" на душу населения. А между тем в стране исчезло более 30 тыс. театральных, хоровых и хореографических коллективов, многие из которых работали под крылом профсоюзов. Можно, конечно, брюзжать по поводу их "балалаечного" уровня. Но именно в них получали первые уроки музыкальной и театральной грамоты миллионы наших детей. Доступность культуры давала шанс пацанам из рабочих семей почувствовать притягательность культуры и, если повезёт, "прорваться в интеллигенты". Сегодня такой возможности практически не осталось.

Всё позволено?

КУЛЬТУРА в России перестаёт выполнять важнейшую социальную и политическую функцию - объединять народ в единое целое или по крайней мере создавать иллюзию единства. Вместе с обществом, распавшимся на две несоприкасаемые части - богатых и бедных, распадается и общее культурное пространство. Народ заталкивают в культурное гетто.

А ведь распад нации на аристократию и "подлое сословие" чреват семенами классовой ненависти, а следовательно, и социальной нестабильностью. Вымывание культуры из народных пластов ведёт и к отрицанию не только демократических ценностей, но и нравственных стандартов бытового поведения. Социологи уже бьют тревогу. Сегодня лишь 25% населения признают демократию полезной для общества. Отключение народа от культуры уже приводит к негативным последствиям: растут агрессия, алкоголизм, насилие (в том числе и в семье), национальная нетерпимость. Культурные пустоты заполняет "идеология", против которой так яростно выступал Ф. Достоевский, - "раз нет Бога, все позволено". Нам что, захотелось "культурной революции" китайского образца?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно