ЧТО общего между Властилиной, академиком Ландау, Чебурашкой, медиамагнатом Гусинским, американским следопытом Поупом и носатым рисованным Петровичем? Все они - участники громких судебных процессов (плагиат, клевета, шпионаж и т. д), и их интересы представлял один и тот же адвокат - Павел АСТАХОВ.
- Многие из ваших подзащитных - далеко не "агнцы Божии". Не боитесь, что в один прекрасный день вас объявят "врагом государства и народа"?
- Я в отличие от некоторых моих клиентов закон не нарушаю. Наоборот, взываю к его соблюдению - и государством в том числе, которое гарантировало каждому доступ к правосудию. Вопросы "государственных интересов", которыми у нас так любят прикрываться, не должны быть выше законности и Конституции. Иначе мы вернемся в "неславное" прошлое.
- Посмотришь новости - из зала суда выходят известные адвокаты "пачками". Это что, бригадный подряд или крупные воротилы столько наворотили, что одному защитнику не справиться?
- Количество адвокатов, которые могут представлять интересы или защищать конкретное лицо, Конституцией не ограничено. В одном американском фильме преуспевающий юрист говорит: "Каждый имеет право за свои деньги нанять самого лучшего адвоката". Только у нас не очень любят слово "нанять"...
- "Унас" - у адвокатов?
- Да. "Пригласить". А если человек за свои деньги может позволить себе несколько защитников - почему бы и нет?
- А Эдмонд Поуп что же, нескольких не потянул - так сильно на торпеду потратился?
- Протестую.
- Протест принят. Количество адвокатов переходит в качество или не факт?
- Не факт. Но вообще по сложным делам, представьте себе, следственная бригада - от 10-12 человек и до сотни. Они собирают массу материала, создают столько проблем и противоречий, которые потом адвокатам надо выявлять и представлять на рассмотрение суда.
Дознание
- И сколько же стоит вожделенное чувство защищенности? Чтобы всегда иметь возможность процедить кому надо: "Я должна сначала позвонить своему адвокату".
- Очень индивидуально. На самом деле все определяется не цифрами, а процентами. В среднем 10% от годового дохода нужно тратить на то, чтобы адвокат с именем вас обслуживал на постоянной основе.
- Боюсь, что 10% моего дохода Генри Резника не вдохновят. А вот великий Плевако регулярно защищал малоимущих - это называлось "дело по наряду". Сейчас есть такое: на каждых пять олигархов одну бабушку-пенсионерку?
- Обязанность каждого профессионального адвоката раз в месяц отдавать свой труд, свою квалификацию на так называемые "дела по назначению" от государства. Как правило, это тяжкие уголовные преступления, в которых участие адвоката обязательно. Денег у этих людей нет, и государство в соответствии со статьей 48-й Конституции предоставляет им ту самую гарантированную бесплатную юридическую помощь.
- То есть, чтобы получить ее, Конституцией гарантированную, надо кого-нибудь убить?
- Чаще всего эти люди идут на преступление по причине той же нищеты, безысходности. Есть даже такое смягчающее вину обстоятельство: совершение преступления в силу тяжелого стечения жизненных обстоятельств.
- В общем, Раскольникова наш гуманный суд оправдал бы.
- Насчет решения суда - не скажу, но адвокат обязан защищать человека всеми возможными законными средствами - что бы он ни совершил. Сто раз я буду знать, что он закоренелый преступник. Но если он вину отрицает - я по закону обязан придерживаться его позиции и пытаться его оправдать. А если он вину признал - найти и представить суду обстоятельства, смягчающие ответственность. Защищают ведь, в конце концов, не человека, а его право быть объективно преданным суду.
- Неужели вам в душе не хочется, чтобы какого-нибудь упыря наказали и посильнее?
- Наказание должно быть, во-первых, неотвратимым для виновного, а во-вторых, соразмерным причиненному вреду и совершенному деянию. Но если ты принял дело, как бы подсудимый ни был тебе противен, ты не имеешь права играть не на его защиту. Здесь тебя, человека, должен победить профессионал.
Суд идет
- Всегда ли удается задавить в себе человека профессионалу Астахову? Каково место для эмоций в суде?
- Все внутри. И сопереживание жертве преступления, родственникам, когда защищаешь человека, который его совершил. Это очень тяжело. Порой даже невыносимо. Я однажды защищал парня, который с дружком, будучи в абсолютно пьяном состоянии, в течение трех часов убивал молодого мальчика. Причем утром, проснувшись, они даже не помнили, что произошло. Процесс шел достаточно долго, и смотреть на выплаканные глаза матери - от них ничего не осталось, только черные выемки на лице, и все... Единственный сын пришел наконец из армии, и его убили два подонка. А я должен был отстаивать позицию одного из них - это предписано мне законом.
- Чистосердечное признание облегчает наказание или все-таки работу прокурора?
- Увеличивает срок. В том виде, в котором эти признания существуют на практике ведения уголовных дел, - это часто сродни инквизиции. Да и грош цена этому вынужденному признанию как процессуальному документу. Вспомните дело по убийству отца А. Меня. 11 человек в "Матросской Тишине" сознались в его убийстве. Кто осужден? Никто. Убийца не найден.
- Бытует мнение, что у нас - плохие законы, а Фемида - слепоглухонемая.
- Неправда. При нормальных законах у нас проблемы с исполнительной властью и правоприменительной практикой. Абсолютно порочной в большинстве ситуаций. Причем прокуратура - орган, которому общество доверило миссию следить за правильностью применения закона, - вместо надзирающего органа зачастую выступает как попирающий этот закон.
Без протокола
- Кошмары ночью не снятся?
- Мой кошмар - в том, что я уснуть не могу даже в те жалкие выделенные на это 4-5 часов. Вроде закрываю глаза и куда-то проваливаюсь, но мозг все равно работает, каждые 5 минут какие-то вспышки сознания: как это сделать, а вот если такой аргумент...
- Вы, я слышала, несколько иностранных языков знаете?
- Мы с женой и детьми практически все заработанные деньги тратим на путешествия. Люблю и новые страны, и новые языки. Вещь полезная. Я с Эдмондом Поупом общаюсь по-шведски. Он три года служил военным атташе в Стокгольме. Есть темы, которые надо обсудить с клиентом дискретно. Не потому, что это тайна, но просто тактика построения позиции. Следователь, когда мы первый раз по-шведски заговорили, чуть под стол не упал. Переводчик-то на процессе с английским.
- А если вас лично кто-то обидит-оскорбит, как будете разбираться?
- В морду дам. За себя в суды никогда не ходил и не собираюсь.
- 34 года. Уж больно стремительная карьера. Уж слишком гладкий образ - без "щербинки". Так и видится: под костюмом от Тьерри Мюглера - значок выпускника высшей школы КГБ. Приколотый прямо к коже.
- Тьерри Мюглер - действительно прекрасный модельер. А если вам что-то еще видится - попробуйте устроиться работать в рентгеновский кабинет.