Примерное время чтения: 13 минут
157

В. Матвиенко - первая и единственная леди правительства

За последние полтора года правительство в два раза увеличило пенсии, на 70% увеличило ставки бюджетникам.

В НАШЕМ правительстве 25 министров и 5 заместителей председателя. В последние годы их меняли и переставляли так часто, что граждане России успели запутаться, кто же все-таки чем занимается. Но вот за что отвечает Валентина Матвиенко, любой назовет с ходу: социальные проблемы.

- Валентина Ивановна, вы в правительстве старожил: вице-премьер уже в четвертом кабинете. Изменилось ли что-нибудь, ведь правительство сильно обновилось?

- Конечно. Работать стало значительно спокойнее. Раньше, когда звонил телефон прямой связи, внутри все обмирало. А сейчас я спокойно беру трубку, потому что уверена, будет обычный, нормальный разговор. У президента такой стиль работы. Он ни на кого не кричит, не унижает, никогда не объявляет никаких авралов, не ищет виновных. Даже когда, казалось бы, действительно критическая ситуация, все решается спокойно. И у премьера такой стиль. Я не представляю себе, чтобы Касьянов рассвирепел или грубо ругался.

- Неужели и такое бывало?

- А как же! Были замы, вице-премьеры, которые не стеснялись в выражениях, несмотря на то что я женщина. Один прямо на совещании через каждое слово... Мне понадобилось полгода, чтобы его отучить от этого лексикона.

Откройте окно!

- Правительство сегодня политикой совсем не занимается. В основном занимается экономикой. Реформы проводятся в нашей стране последние 15 лет. Как, на ваш взгляд, далеко ли мы продвинулись? Сколько у нас в стране уже капитализма, а сколько осталось социализма?

- Как это можно подсчитать? Ну, например, государственных предприятий у нас осталось очень мало. Сегодня почти 70% населения работает в разных акционерных, частных, коммерческих компаниях.

- Это на самом деле очень важный итог реформ! Ведь чем больше частников в России, тем меньше бремя ответственности государства.

- Ну, так, как вы, рассуждают далеко не все. Зарплату не платит акционерное общество или частный алюминиевый завод, а обвиняют государство. Психология-то осталась социалистическая. Я говорю работникам этих предприятий: "Требуйте свою зарплату с собственников, с акционеров, что же вы к нам-то?" А они: "Нет, правительство в стране за все отвечает".

- Каким вы видите своего подопечного, человека, о котором действительно должно позаботиться государство? Есть, например, мнение, что бедное государство, как наше, должно в первую очередь поддерживать не пенсионеров, а молодых, тех, кто работает, кто создает будущее. Тем более что, по данным официальной статистики, пенсионеры сегодня отнюдь не самые бедные: пенсия больше, чем некоторые зарплаты.

- Да, вы правы. Вот недавно был случай: на собрание пенсионеров пришел молодой человек. Его спросили, почему он здесь. Он ответил: "А мне интересно послушать, как будут повышать пенсию. У меня в семье два пенсионера. Сейчас двух пенсионеров выгоднее содержать, чем одну корову".

И все-таки в первую очередь мы должны помогать именно пенсионерам, ветеранам. Мы не можем бросить этих людей - иначе это будет аморальное государство. По ним реформы прошлись наиболее болезненно. Старшему поколению очень обидно: ведь сегодня пытаются переделить то, что создали они, всю жизнь проработав на свое государство. И именно эти люди остались обделенными. Они чувствуют несправедливость и не понимают, за что государство их обидело. Из-за этого многие идут в оппозицию к власти. Поэтому пенсионеров, ветеранов Великой Отечественной войны мы сразу поставили на первое место. За последние полтора года мы в два раза увеличили пенсии. Сегодняшняя средняя пенсия, 830 рублей, практически соответствует прожиточному минимуму пенсионера. Конечно, это мало, но уже гораздо лучше, чем было. В ноябре следующего года средняя пенсия будет 1300 рублей.

Второе, кому мы обязаны помочь, - это слабозащищенные слои населения: инвалиды, многодетные семьи, семьи военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга.

Третье - бюджетники: врачи, учителя, работники культуры. С 1998 г. мы на 70% увеличили зарплату. Долги практически отдали. Два года назад в регионах долги по зарплате учителям и врачам составляли 18 млрд. руб. Сейчас - 1 млрд. 200 тыс. руб. Зарплату задерживают, в среднем по России, не больше чем на 10 дней. Хотя, надо признать, есть ряд территорий, городов, поселков, где долг больше.

Вот это те люди, которым государство обязано помогать. Но страна не может все проедать. Нужно больше средств инвестировать в развитие, иначе нас ждут еще более тяжелые времена. Если мы не будем поддерживать отечественную промышленность, развивать средний и малый бизнес, если не создадим средний слой предпринимателей, страну не вытянем. Государство должно стимулировать человека к тому, чтобы он сам обеспечивал себе необходимый жизненный уровень, то есть работал и зарабатывал на достойную жизнь.

- Казалось бы, возможностей море. А вот малый и средний бизнес в стране почти не развивается. Отчего это происходит? Законов не хватает?

- Дело даже не в законах. Люди есть, возможности есть. Но создана настолько нелепая чиновничья система согласования, прохождения документов, получения разрешений, кредитов и т. д. Она не помогает, а всячески препятствует делу. Зачастую, чтобы получить разрешение на привлечение инвестиций или на открытие того или иного дела, надо пройти порядка 30 контор! Плюс иметь огромные финансовые ресурсы, чтобы всем раздать взятки. Иначе ты ничего не получишь. Пробиваются только очень целеустремленные, настойчивые люди. Или - самые изворотливые.

- Или те, у кого есть поддержка в структурах власти.

- Да, даже зарубежный инвестор будет год ходить по этим инстанциям! Казалось бы, проще простого: откройте одно окно, пусть человек около него день проведет или даже неделю, но получит бумагу и откроет свое дело.

- Вот вам бы как вице-премьеру взяться да отмести это все одним махом...

- Нельзя, потому что у нас федеративное государство и мы не можем в регионах приказывать или устанавливать свои правила игры.

"Ехать не советую - разорвут"

- С каким ощущением вы просыпаетесь: с тяжестью, головной болью, "опять надо на эту проклятую работу, бороться с этими мужиками"?

- Конечно, чувство усталости есть постоянно, потому что не высыпаюсь: очень поздно прихожу, очень мало сплю.

- А выглядите замечательно!

- Спасибо. А знаете, что мне дает силы и вдохновляет? То, что есть результаты. Когда я вижу, что удалось многое, мне не стыдно людям смотреть в глаза. Ведь я ни разу не пообещала того, чего не сделала.

- Ездить много приходится?

- Как правило, в месяц две поездки. Суточные 55 рублей. И летаю обычным, рейсовым самолетом. В самолете, как правило, готовлюсь к возможным выступлениям, встречам.

- Вам, наверное, показывают "потемкинские деревни"...

- Ничего подобного. Каждый губернатор меня старается повести туда, где плохо, чтобы под мой визит получить дополнительные деньги: на больницу, детский дом. И потом я обязательно встречаюсь с учителями, врачами, пенсионерами, ветеранами - этих людей специально не соберешь.

Вот я приехала в Читу, там была напряженная ситуация: долги по зарплате учителям и т. д. Губернатор показывает программу: музей, обед... Но в аэропорту ко мне подошел местный журналист и сказал, что на площади в городе ждут люди, там огромный митинг. Смотрю, в программе этого нет. Губернатор говорит: "Я вам не советую туда ехать, народ очень обозленный, разорвут". Я отвечаю: "Народ знает, что я приехала. Как я могу не поехать?" Действительно, на площади огромная толпа, люди накалены донельзя. Мэра уже "разнесли" вдоль и поперек. А что делать?

Взяла мегафон в руки и полтора часа на площади с этой толпой на их митинговом языке общалась. Иногда приходилось и обрывать... Разошлись вполне друг другом удовлетворенные. Естественно, после этого я добилась, чтобы в Читу направили дополнительный трансферт, закрыли долги по зарплате. Ведь люди, действительно, были доведены до отчаяния. И часто там, куда мы едем, стоит толпа: или врачи, или учителя выплескивают свое горе. Но расстаемся обычно по-доброму, с пониманием, без озлобленности, и никто в мой адрес грубого слова не сказал.

- Наверно, вам помогает то, что вы женщина?

- Конечно, мне проще найти общий язык с простыми людьми. Вот в воскресенье я пошла на рынок за продуктами. Подходит ко мне женщина и говорит: "Вы так похожи на Матвиенко". Я говорю: "Так я и есть Матвиенко". - "Неужели? И вы сами ходите на рынок за продуктами?! А где ваши охранники?" Их у меня и не было никогда. И я сама хожу на рынок. Поэтому могу говорить с людьми на нормальном языке, понимая, о чем идет речь. Я живу такой же жизнью. Мужчины - более черствые, не обижайтесь, более сухие. Я все пропускаю через свое сердце. Например, приехала в МВД на встречу с семьями военнослужащих, погибших в горячих точках. Надо выступать, а у меня - ком в горле, ведь у меня тоже сын. Я вижу этих женщин, понимаю, что такое потерять сына, мужа... Мужчины это тоже понимают, но по-другому.

- А вы не собираетесь участвовать в следующих президентских выборах?

- Даже такой мысли не допускаю. Во-первых, Россия никогда не воспримет женщину-президента. В нашей стране это нереально. Здесь уже сложившийся менталитет, традиции, ревность... Ну куда там, ну баба... Как это можно? А во-вторых, мне это совершенно не нужно: у меня нет амбиций. Я вообще никогда не рвалась во власть, так уж жизнь сложилась. Через восемь лет я уже буду на пенсии, буду ходить по музеям, к массажисткам, заниматься собой, жить нормальной жизнью. А то сейчас времени не хватает. Хотя стараюсь ходить с подругой в тренажерный зал, бассейн, баню. Обычно хожу в сауну, хотя больше люблю русскую, но нет возможности. Раз в неделю играю в теннис, а зимой - лыжи, когда есть возможность. Сейчас вот села на диету - на китайские печенья. Три дня просидела, потом не выдержала. Но надо следить за собой, а то упустишь.

"Сколько надо?"

- Мало кто знает, что вы курируете 10 министерств и ведомств. Причем такие, где острее всего нужны деньги. Где вы находите средства? За счет чего правительство сегодня повышает зарплаты, пенсии?

- Первое - это, конечно, улучшение экономической ситуации. Производство у нас действительно растет. И это объективный факт. Плюс изменение налоговой системы, улучшение сбора налогов. В этом году самая низкая инфляция. До конца года мы рассчитываем, как прогнозировали, - 18-20%. Сравните с 30-60% прошлого года.

Второе - поддержка военно-промышленного комплекса. Впервые правительство стало расплачиваться по оборонному заказу. Предприятия ВПК начали развиваться.

Третье - это, естественно, благоприятные цены на нефть, которые позволили нам пополнить бюджет.

И, наконец, четвертое. Мы наводим порядок и дисциплину. То, каким образом расходуются бюджетные средства, теперь строго контролируется. У людей появляется больше доверия к власти, больше уверенности, что не обманут, не обдерут.

- Но ведь это все получается не вдруг. Денег все равно, наверное, не хватает. К вам часто приходят, просят?

- Случается. Но у нас люди хорошие, помогают. Вот когда была ситуация с "Курском", Владимир Владимирович пригласил меня к себе в среду и сказал: "Валентина Ивановна, в пятницу нужно всем выдать сберкнижки по 720 тыс. рублей каждому". А времени оставался один четверг. Верите, я вернулась и думаю: "Где же денег столько взять? Это же 85 млн. рублей!" Но что делать? Надо действовать.

Мы обратились к бизнесменам, крупным фирмам, компаниям. Откликнулись моментально. Сумму удалось собрать буквально за час. За час! Причем мы никого не уговаривали, просто просили помочь, если есть возможность.

В пятницу мы привезли в Видяево и в течение двух часов всем семьям выдали сберкнижки с реальными, зачисленными туда 720 тысячами.

В Видяево приезжаю - детский сад, школа в жутком состоянии. Я, конечно, начальнику гарнизона сказала, что про него думаю. Он говорит: "Так денег нет". Я спрашиваю: "Сколько вам нужно, чтобы дома отремонтировать?" - "Десять миллионов". - "Сколько вам нужно, чтобы отремонтировать детский сад, школу?" - "Три миллиона". - "На госпиталь?" - "Два миллиона". Все записала и говорю: "В течение недели все это получите". Он смотрел на меня, как на сумасшедшую. Очередная приехала тут... И как он был удивлен, когда через неделю все это получил... И еще целый самолет оборудования для детского сада, включая ковры, игрушки.

Богатая страна бедных людей

- Валентина Ивановна, какая же у нас сейчас страна: объединенная, разъединенная, бедная, богатая?

- "Богатая страна бедных людей", я бы так сказала. Конечно, жизненный уровень людей очень низкий. И это очень плохо. Голодный, нищий человек никогда не будет союзником власти, активным человеком в проведении и поддержке реформ.

Хотя мне кажется, что самый трудный период мы уже пережили. Прошел переломный период: реформы, перестройки, дебаты о пути к социализму или к коммунизму. Даже регионов, которые называли "красным поясом", уже нет на самом деле. Остались какие-то политиканы, которые накручивают ситуацию. Сегодня я не могу назвать ни одного губернатора-ретрограда, который бы пытался тянуть назад. Все понимают, что назад пути нет, а есть только вперед.

- Страна у нас умная?

- Умная страна. Потенциал народа, нации очень высокий. Другое дело, что он невостребован в полной мере. А из-за этого кое-кто (это достаточно большой слой, к сожалению) просто отчаялся, разуверился во всем, в том числе в своих силах, и впал в состояние отупения, безразличия. Вывести людей из этого состояния в активные фигуры - это наиболее важная задача.

Кто помог семьям подводников

Деньги перечислили

"Газпром", Межпромбанк, МПС, "Сибнефть", ЛУКойл, Внешэкономбанк, РАО ЕЭС, Сургутнефтегазбанк, "Транснефть", ТНК, Сбербанк.

Кроме того, поступили средства от коммерческих фирм, банков, различных предприятий, организаций.

Огромное всем спасибо.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно