Примерное время чтения: 4 минуты
109

Форпост на западе России

Для многих европейских стратегов Калининградская область с ее "оторванностью" от большой России давно стала бельмом на глазу и одновременно - лакомым кусочком.

ВЗЯТЬ хотя бы выгодное географическое положение или тот факт, что в области сосредоточены практически все мировые запасы янтаря. А вдобавок тут есть месторождения уникальной "белой нефти", которую можно чуть ли не из скважины заливать прямо в моторы.

Между тем Калининградская область является самым маленьким субъектом РФ - всего 15,1 тыс. кв. км. Ее территория в 3 раза меньше Московской области. Однако стратегическое значение этого региона трудно переоценить. Именно в Калининградской области находится база Балтийского флота и мощная военная группировка. Область является крупным транспортным узлом европейского значения - здесь пролег самый короткий торговый путь, связывающий Россию и страны Западной Европы. Ближайший областной центр России - Псков - отстоит от Калининграда на 800 км, а до многих европейских столиц рукой подать: 350 км до Вильнюса, 400 км до Варшавы, 600 км до Берлина и Копенгагена.

Время от времени на свет появляются разные планы "возвращения" Калининграда то Германии, то Польше, то Литве или, на худой конец, - превращение в "суверенную Балтийскую республику". К сожалению, калининградцам сегодня все труднее "держать оборону" - уж очень многими социально-экономическими проблемами обернулась для области ее оторванность от России. А ведь в старые времена в составе Восточной Пруссии она кормила всю Германию!

Почему победил адмирал

Похоже, что за время эксклавного существования Калининградской области не слишком везло с управлением. И дело не в личности конкретного губернатора. На смену профессору-экономисту Юрию Маточкину приходил хозяйственник-практик - начальник рыбного порта Леонид Горбенко, но ничего не менялось. Падение производства, развал социальной сферы, тяжелое положение военных и их семей, рост преступности и заболеваемости СПИДом - типичная картина калининградских буден.

Неудивительно, что жители области решили сделать еще одну попытку поменять ситуацию и проголосовали на прошедших выборах за военного - адмирала Владимира Егорова. Теперь регион возглавил человек, который для калининградцев олицетворяет порядок, дисциплину, преемственность и постоянство.

Именно такой результат моделировался и Кремлем. Президент Владимир Путин демонстративно подчеркивал свое расположение к адмиралу Егорову. Но все-таки чем руководствовался Кремль, когда делал ставку на военного кандидата? Понятно, что с безобразиями, творящимися в стратегически важном регионе, давно пора заканчивать. И военный человек, у которого порядок в крови, наверное, для этой миссии пригоден лучше всего. Но это только одна сторона дела.

Уникальной области требуется особая схема управления - модель федеральной территории. Это означает, что Центр фактически должен принять на себя основное административное руководство регионом, имеющим исключительное значение для интересов России.

Полигон для реформ

Как можно перейти к новой модели управления, не нарушая Конституции? Губернатор Калининградской области мог бы, например, обратиться к президенту страны с предложением издать указ о своем назначении и наделении рядом федеральных функций на территории области. Получается "двойной статус" - одновременно избранного и назначенного. Пользуясь поддержкой населения и Кремля, адмирал Егоров мог бы инициировать процесс изменения устава Калининградской области с тем, чтобы к следующим выборам отказаться от избрания губернатора вообще и всех последующих глав назначать из Центра. Мотивы понятны: нужно избежать риска появления во главе стратегически важного региона случайных фигур, особенно в нынешней ситуации, когда на исход выборов могут повлиять "подковерные" интриги олигархов и мафиозных кланов.

Одновременно усиление федеральной вертикали должно быть сбалансировано последовательным проведением линии на максимальную либерализацию экономики Калининградской области. Нужна реальная государственная поддержка мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности области.

Для решения этой задачи необходимо при губернаторе-военном иметь сильного первого заместителя - главу правительства области, который бы непосредственно занимался экономическими реформами и Особой экономической зоной, чей потенциал для развития экономики практически не использован. На переходный период статус администрации ОЭЗ мог бы быть усилен прямым выходом на Правительство России.

Таким образом, "формула успеха" для калининградцев может заключаться в жесткой президентской вертикали власти, в правовом порядке и свободной экономике, интегрированной в экономику северо-запада России и всего Балтийского региона.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно