Примерное время чтения: 5 минут
139

По одежке и рекорд на дорожке

ОЛИМПИАДА-2000 в Сиднее стала выставкой достижений всемирного народно-спортивного хозяйства.

НА СОСТЯЗАНИЯХ по многим видам спорта атлетов было трудно узнать - настолько они изменились внешне. Особенно те, которые состязались наперегонки. В первую очередь - пловцы. Вспомните, какое ошеломляющее впечатление произвели могучие спортсмены, от шеи до пят затянутые в комбинезоны из черной блестящей ткани! Они и впрямь напоминали в воде сильных и беспощадных морских хищников, способных атаковать невероятно быстро, молниеносно, как акула. Для сравнения: на соревнованиях по плаванию в олимпийской Атланте-96 было установлено 4 мировых рекорда. На Играх в Сиднее-2000 - 15! И все без исключения их авторы были облачены в спортивные комбинезоны. Феноменальный австралиец Иан Торп - в специально разработанный для него фирмой Adidas. Остальные рекордсмены - в соревновательные костюмы американской фирмы Speedo.

Кстати, сама идея их разработки принадлежала нашему Геннадию Турецкому, тренеру четырехкратного олимпийского чемпиона Александра Попова. В итоге у Speedo появились комбинезоны под названием "Fast skin" - то есть "быстрая кожа". Она действительно лучше, чем собственная кожа пловца, поскольку уменьшает трение.

Каждая часть костюма отличается от соседних жесткостью и направлением ворсинок ткани. Вместе они создают крошечные бурунчики - турбулентность, как говорят специалисты по гидродинамике. От этого на "коже" возникает вихревая оболочка, которая и снижает сопротивление тела, делает его более "скользким". По ходу экспериментов выяснилось, что трение о воду уменьшается в среднем на 3%, а скорость пловца, если он постарается, возрастает на 7,5%...

Чудо с помойки

У ЛЕГКОАТЛЕТОВ тоже появилась своя "быстрая кожа" - для снижения трения о воздух. Эта форма имеет специальный крой и сшита из таких полимерных материалов, что она упруго обтягивает отдельные мышцы, как бы усиливая их работу. Ткань отводит избыточное тепло, позволяя телу не расходовать лишнюю энергию на потоотделение. Она же гасит ненужную вибрацию.

Все обратили внимание на соревновательный наряд австралийских марафонцев. Сетчатые полупрозрачные маечки изготовлены из переработанных пластиковых бутылок. Несмотря на бросовое исходное сырье, они прекрасно "дышат", охлаждая тело.

А спортивная обувь из кевлара и углеводородных соединений? А тапочки, которые практически ничего не весят, имеют всего по пять шипов вместо обычных 11 и для крепости прошиты золотыми нитями? Конечно, иных спортсменов во что ни одень - все без толку. Но в сражении за золотые медали и мировые рекорды, когда зачастую все решают сотые доли секунды, даже мизерное преимущество имеет значение.

Что имеем - не храним

ВЕЛОСИПЕДИСТЫ в новомодных шлемах явно походят на инопланетян. Зеркальная поверхность каски отражает солнечные лучи, а причудливая обтекаемая форма как бы придавливает встречный поток воздуха к спине гонщика. И чуть ли не подталкивает его в спину! Вделанные в шлем громадные линзы позволяют смотреть вперед, не поднимая головы.

Несложно предположить, что эти и другие спортивные новшества будут совершенствоваться, что их технологические недостатки вскоре будут устранены, и тогда нас ожидает новый виток прогресса. Разве не этой цели служат выставки всемирных спортивных достижений? Вспомним последнюю зимнюю Олимпиаду в Нагано: одна простая и гениальная идея позволила конькобежцам почти полностью переписать таблицу мировых рекордов.

Суть ее была в том, чтобы не прикреплять лезвие конька к ботинку намертво, а сделать его подвижным. Эта идея, воплощенная голландцами, канадцами и прочими новаторами от спорта, привела к подлинной революции на ледовых аренах. Где теперь они и где мы, раньше собиравшие на конькобежных чемпионатах мира золотые медали пачками? Между прочим, много лет назад парочка наших изобретателей обивала высокие пороги с предложением наладить производство коньков с "плавающей пяткой". Им было сказано, чтобы дурью не маялись...

Российские суперлыжницы, поди, обзавидовались условиям, в которых готовятся к соревнованиям их соперницы из Норвегии и Финляндии. В этих странах поставлено на поток производство специальных домиков. В них с помощью барокамеры моделируются условия среднегорья. Спортсмены тренируются на равнине, а остальное время проводят в этих самых домиках. То есть после работы в привычной обстановке восстанавливаются и отдыхают в горах.

Между тем еще лет 30 назад по предложению Гавриила Коробкова, знаменитого спеца по легкой атлетике, наших ведущих спортсменов помещали в барокамеры Института биофизики. Однако наши исследователи тогда дальше не пошли. Зато конкуренты развили идею.

Можно продолжать, но не в этом суть. Просто обратите внимание: когда сборная СССР в последний раз и самым сокрушительным образом размазала американцев на олимпийских аренах Сеула-88, на ее успех в стране работали 28 различных научно-исследовательских институтов. Сейчас, как утверждают люди знающие, спортивной науки в России нет вообще.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно