РОВНО 7 лет назад Россия получила от Германии 400 млн. марок. Немцы расплачивались за прошлое. Деньги предназначались людям, угнанным в Германию во время войны. Распределить компенсацию должен был специально созданный Фонд взаимопонимания и примирения.
ПОЛГОДА назад в Счетную палату РФ обратилась вице-премьер Валентина Матвиенко с просьбой провести ревизию Фонда "в возможно короткий срок". Срочность объяснялась просто: Германия собиралась перевести России еще 800 млн. марок и требовала гарантий, что прежние марки достались именно узникам.
Расследование проводил аудитор Счетной палаты Юрий Воронин. За эти годы Фонд рассмотрел 375 408 заявлений. В 22 960 случаях заявителям было отказано. В 320 436 - принято решение выплатить. 305 415 человек уже деньги получили. Но материалы, касающиеся 80 млн. марок, вызвали сомнения.
Недвижимость
НЕМЕЦКИЕ марки пришли в Россию 27 декабря 1993 года. Первые узники получили положенную компенсацию примерно через год. Однако тратить деньги Фонд начал гораздо раньше.
Первым делом решили строить офис (ну как же без офиса-то!). Выбрали Центр промышленности и торговли на юге Москвы. Для начала вложились в 792 кв. метра на четвертом этаже (500 долл. квадратный метр). Потом передумали и решили взять 792 кв. метра, но на пятом этаже. Эти метры - уже по 1600 долл. за квадрат. А потом еще раз внимательно подумали и решили приобрести сразу два этажа. За что перечислили в Промторгбанк 2,6 млн. долл. (или почти 4 млн. нем. марок). Сделано все было шикарно. Говорят, одна стеклянная дверь стоила 20 тыс. долл. Эти события происходили в 1994 году.
На следующий год Фонд снял для себя другое помещение - 116 кв. метров, на этот раз в центре Москвы. Платили за аренду 46 тыс. долл. в год. Еще через год, продолжая платить за метры у Парка культуры, Фонд взял в аренду следующие 1580 кв. метров, на престижном Юго-Западе столицы. Они ему стоили 790 тыс. долл. в год.
Чтобы завершить эту бесконечную историю, скажем, что в данный момент Фонд располагается не по первому адресу, не по второму и даже не по третьему, а в Столовом переулке, на 1019,9 кв. метрах.
Вы, наверно, спросите, почему же не в том шикарном Центре промышленности и торговли на двух этажах за стеклянной дверью? А потому, что там располагается Промторгбанк - тот самый, которому тогда были перечислены 4 млн. марок. Председатель Фонда Виктор Князев, правда, утверждает, что деньги в Фонд вернулись. Однако документальных подтверждений Счетная палата не обнаружила. Таким образом, узники фашизма профинансировали строительство офиса Промторгбанка.
Содержал Фонд еще и заграничный офис. Где находилось это представительство и сколько оно стоило, "установить не представилось возможным ввиду отсутствия в Фонде таких данных".
Банковская тайна
ЛОНДОНСКАЯ "Санди таймс", ссылаясь на "источники в Госдуме", утверждает, что были найдены доказательства, как миллионы долларов выплачивались не узникам, а фиктивным получателям.
Кому доставались "миллионы долларов", проследить не представляется возможным. Дело в том, что марки узники получали не в самом Фонде, а в банках по месту жительства. У Фонда были договора с Тверьуниверсалбанком, Росдомбанком, "Юнибестом", Форбанком-СПб, Внешторгбанком, Росбанком, Агропромстройбанком, Кредитпромбанком, Проминвестбанком, Промторгбанком, Московским банком реконструкции и развития и Российским социальным коммерческим банком. Так вот отчетность в Фонде была составлена таким образом, что можно было уследить только, в какие банки деньги ушли. А вот кто эти деньги в этих банках получил... Как сказано в отчете, "выписки присылались позже и несистематически".
Аудиторы попробовали проверять банки. Например, Тверьуниверсалбанк. Проверка установила, что компенсации действительно выдавались узникам согласно составленным Фондом спискам. Однако и банк работал не бесплатно. За свои услуги он брал 0,7% от суммы перечисленных средств, потом 1,5, потом 1,98%. А потом и вовсе отказался возвращать в Фонд остатки депозита. Такие же или почти такие же истории произошли и с другими банками (см. табл.).
Знаменитый Промторгбанк (тот самый, которому узники "строили" офис) провернул, например, такую операцию. Сначала продал Фонду свои векселя на сумму 26 млн. марок. А потом выкупил их у Фонда за 11 млн. марок. Прямые потери - 15 млн. Теперь этот же самый банк занимается выплатой швейцарских денег жертвам Холокоста.
После того как Счетная палата все это обнаружила, счета Фонда были заморожены, материалы отправлены в Генпрокуратуру, а председатель Фонда Виктор Князев - в отставку.
На этом можно было бы ставить точку. Но есть еще кое-что. Виктор Князев сам прошел через концлагерь. Как и большая часть людей, которые вместе с ним начинали Фонд взаимопонимания и примирения. Тогда, семь лет назад, наблюдательный совет состоял из 13 представителей общественных организаций пострадавших от нацистских преследований. Сейчас остался всего один. Зато увеличилось представительство Минтруда. В штатном расписании Фонда, составленном в 1994 г., значилось 34 человека. Через месяц зарплату получали уже 38 человек, потом 52, потом 82... В 2000 году зарплата выплачивалась 67 сотрудникам.
Приговор
ГЕРМАНСКИЕ марки за неволю - это был не обыкновенный кредит и не благотворительность. Это приговор Нюрнбергского процесса, вынесенный в 1946 году. Тогда побежденную Германию обязали заплатить людям, которых в годы войны насильно вывезли с Родины и заставили работать на фашизм.
Платить Германия должна была не сразу, а "как только состояние ее экономики позволит это сделать". Бельгия, Франция, Польша начали получать деньги в 70-х годах. Размеры их компенсации определялись из расчета, что во время войны рабочий день в Германии оплачивался в 5 марок. Наша очередь настала в 1993-м. И дали нам в десятки раз меньше. Средний размер компенсации, полученной россиянами, прошедшими через концлагеря, - чуть больше 1000 марок.
К 1993 г. из 5 млн. угнанных в Германию россиян в живых, по оценкам экспертов, оставалось 500 тыс. человек. Сейчас их 320 тыс. Им опять не повезло. Но на этот раз они стали жертвами не нацизма, а своих доморощенных жуликов.