Примерное время чтения: 5 минут
213

Мои друзья агенты, или О том, как мы играли в "угадай шпиона"

ШПИОНСКИЙ скандал между США и Россией должен привлечь внимание наших шпионских начальников к ряду проблем конспирации. Я не являюсь экспертом в этой сфере, но, проведя 14 лет за границей, накопил массу наблюдений.

СПЕЦИФИКА посольской жизни такова, что все знают друг о друге почти все. В том числе и о шпионах. При советской власти в посольствах даже партийные собрания были общими. Дипломаты вместе со шпионами задушевно обсуждали тезисы последнего съезда КПСС.

Скажу сразу: у меня было и есть много друзей-шпионов (по-нашему - разведчиков?). Говорю об этом без всякой иронии и даже с некоторой гордостью, поскольку шпионы дружили не со всеми. И у них были свои критерии отбора. Среди шпионов немало умных и хорошо образованных (на свой манер) людей. Большинство из моих друзей - шпионов были в возрасте В. В. Путина и моложе, и мы все вместе болезненно переживали "маразматический" период советской власти. Оказавшись за границей и получив свободу "тайного выбора", мы читали одни и те же запрещенные книги и пели одни и те же песни. Впрочем, на начальном этапе знакомства с друзьями-шпионами возникало тревожное подозрение: а не специально ли они заводят провоцирующие разговоры, не предадут ли доверчивого конфидента? Нет, не предали, не подвели.

Мы знаем все

НО ЗНАЛИ мы всех. Разумеется, за исключением тех, кто жил и работал в глубокой конспирации, по "легенде", и на пушечный выстрел не приближался к посольству. Остальных, работавших "под крышей" посольства, консульства, торгпредства, ТАСС, АПН, некоторых газет, ЮНЕСКО, "обществ дружбы" и т. д., вычислить было проще простого. У нас была даже такая игра - "угадай шпиона". Имелось несколько безошибочных признаков (Владимир Владимирович не даст соврать), которые сохраняются до сих пор. Я не выдаю здесь никакого секрета, поскольку западные спецслужбы осведомлены о них не хуже нас самих. Первый признак - автомашина. Если некий дипломат, только что прибывший по назначению за границу в ранге какого-нибудь 3-го или 2-го секретаря, сразу же получает новенький автомобиль, и не какой-нибудь, а БМВ (друзья шпионы предпочитают именно эту марку), а заслуженный дипломат в ранге советника третий год рулит на стареньких "Жигулях", - все понимают: приехал шпион. Ему и квартирку, и мебель получше дадут.

Зарплата российского дипломата скудна, ее едва хватает на достойную жизнь и на скромные накопления. И вот если некий дипломат начинает ходить по ресторанам и вообще не считается с затратами, все знают - это шпион. Третий признак - частые командировки. Обычный дипломат-трудяга сидит себе в посольстве, строчит телеграммы и отчеты. В лучшем случае выедет раз в неделю с семьей в ближайшие пригороды на шашлычок. Другой же целыми днями в разъездах, что ни месяц - то командировка. Сомнений нет - это шпион.

Бензин "на чай"

ВЫДАЕТ все. А пуще всего - маленькие пустячки. Ну, к примеру, - бензин. Бедолага дипломат никогда не станет заправлять полный бак. У него все в обрез, все на учете. Даже талоны на бензин, которые ему скупо выдают в посольской бухгалтерии. Друг- шпион талоны не считает. Он имеет их столько, сколько надо. На заправке он просит "полный бак", да еще оставит пару литров "на чай".

В последние годы с отменой атеизма и модой на религию появился еще один совершенно железный признак для игры в "угадай шпиона". Раньше все шпионы были сплошь атеистами и даже яйца на Пасху из страха быть заподозренными в любви к Христу сжимали только в кармане. Теперь вся когорта шпионов в пух и прах верующие. Профессиональные дипломаты - они же все если не атеисты, так агностики, в церковь пойдут разве что из культурного любопытства. Так что, если вы вдруг встретите в русской церкви дружную стайку "дипломатов", ставящих свечу к образу Пантелеимона-целителя, знайте - это шпионы-верующие.

Пить только со своими

ШПИОНЫ любят дружить профессиями и семьями и кучкуются по принадлежности к тому или иному ведомству. Вспоминаю такой "забавный" эпизод. Во Франции в советские времена на майские праздники было принято "всем дружным коллективом" выезжать на маевку в парижский пригород Мант. Там находилась посольская дача. Туда же приглашали и дипломатов из "братских стран социализма" и прикормленных журналистов. После торжественной части все разбредались по кустам и лужайкам жарить шашлыки - естественно, "по профессиям". Так что друзья шпионы из ГРУ сидели своим куренем, а "ребята" из КГБ - своим. Знакомый журналист из "Юманите", хорошо изучивший нюансы жизни советского посольства, как-то сказал мне: "Послушай, если на вашу маевку попадет чужой с фотоаппаратом, то он сделает массу "полезных" открытий. Достаточно знать в лицо одного шпиона и сфотографировать коллектив, с которым он выпивает и закусывает, и можно засветить всю "ячейку".

Все эти маленькие "секреты" хорошо известны спецслужбам, и у них не возникает трудностей составить при необходимости список персон нон грата. В сущности, за исключением глубоко законспирированных нелегалов, службы контрразведки знают всех наших шпионов. Так что коллективные высылки происходят не потому, что контрразведчики "вдруг" обнаружили новое шпионское гнездо, а чаще всего по политическому заказу. Так, в сущности, произошло и в последнем "сюрпризе" от Буша-младшего. Мы тоже знаем всех американских шпионов. И когда В. В. Путин решит послать Бушу обратную бандероль, то сверстать списочек друзей-шпионов не составит никакого труда. Я, например, лично знаю нескольких, но никому об этом не скажу. Из симпатии к послу Дж. Коллинзу.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно