КОГДА бог торговли Гермес - легконогий юноша в крылатых сандалиях - постарел, слегка обрюзг и заработал много денег, он стал присматривать себе местечко на Земле, где бы пожить в тишине и покое. Взгляд его упал на город на севере Италии. На Милан.
МИЛАН, рожденный как город торговли, все громче заявляет о себе как о второй культурной столице Италии. Здесь хранится бесценная "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи. Чтобы посмотреть на шедевр, надо бронировать место за два дня вперед. В замке Кастелло - точь-в-точь наш Кремль - великолепное собрание работ Микеланджело. В миланском "Ла Скала" почитают за честь спеть лучшие голоса мира. Милан оспаривает у Парижа право называться "европейской столицей моды".
Милан, пожалуй, единственный город, где в путеводителях подробнейшим образом рассказывается не только об исторических памятниках, но и о том, где и что можно купить. "Покупай!" - это настроение растворено в воздухе Милана. "Покупай не для того, чтобы у тебя это БЫЛО, а для того, чтобы получать УДОВОЛЬСТВИЕ от обладания". Здесь, в Милане, весной и осенью проводятся недели прет-а-порте, где представляют новые коллекции итальянские модельеры, в марте и сентябре сюда со всего мира слетаются бизнесмены от моды (чтобы сделать закупки) и звезды (в поисках новых ощущений). Ведь мода итальянская отличается от моды французской, английской, японской.
Осторожно, эксперимент!
РУБЕЖ веков, смену эпох мода всегда переживала тяжело, а нынешний шаг в новое тысячелетие дался дизайнерам особенно трудно. Создание одежды из искусства прикладного превратилось в искусство умозрительное. В бурных фантазиях модельеров пропорции фигуры искажаются, превращаясь в пародию на женское тело, образы героинь коллекций могут соперничать с персонажами картин Босха. Драгоценные ткани рвутся в лоскуты, изношенные джинсы перекраиваются в вечерний туалет, рокерский ошейник назначается изящным аксессуаром. Этот обжигающий душу "коктейль" молодые бельгийцы или пожилые японцы заливают толстым слоем пафоса и преподносят в качестве модных новинок.
Сумасбродные эксперименты творцов - прерогатива коллекций высокой моды. Но теперь они захлестнули и индустрию прет-а-порте. Безусловно, и на безумства найдутся покупатели - поп-, рок- и прочие звезды. Те, чья жизнь - сплошной спектакль, требующий соответствующих костюмов. Но нам в этом спектакле отводится роль статистов. А удел статистов - быть приземленными. Вот на это приземленное большинство и сделали ставку итальянцы. За экспериментами, ярким зрелищем, скандалами едут в Париж и Лондон, за коммерческой модой пожалуйте в Милан.
Игра на грани
СОЗДАВАЯ одежду, итальянцы руководствуются одним простым правилом: женщина купит твое платье в том случае, если почувствует, что оно сделает ее красивее. На Миланской неделе прет-а-порте осень-зима 2001-2002 царили благопристойная роскошь и чувство меры. Представленные коллекции четко раскладывались на тенденции - вот мода на черный цвет, это возвращение андрогинности, это торжество ранних 80-х. Здесь у нас немного панка - грубая кожа, широкие пояса, проклепанные куртки. А здесь - игривость и женственность, шифончики, фестончики, цветочки. Хотите - объединяйте, не хотите - не надо. Свобода самовыражения достигла таких высот, что панкам прошлых лет и не снилось. Кому-то однообразие моделей и коллекций казалось унылым и утомительным, другие воспринимали его как ключ к разгадке: "Что вывесить в бутике на следующий сезон, чтобы не прогореть".
Конечно, далеко не все маршируют в ногу. Тому Форду в коллекции для "Гуччи" удалось пройти по тончайшему лезвию, балансируя на грани классики и попсы. Классические черные брюки вдоль и поперек перечеркнуты грубыми железными молниями, скромные платья в стиле Жаклин Кеннеди соседствуют с сексуальными платьицами беби-долл. Критики мягко пожурили Форда за частые заимствования из прошлых коллекций Ив Сен-Лорана и излишне глубокие реверансы в сторону поп-стиля, все равно это манко, это провокация, это хочется носить.
Чинность итальянских показов каждый год взрывает дизайнерский дуэт Доменико Дольче и Стефано Габбана. За их фантазией не угнаться порой ни японцам, ни бельгийцам. Для зимы-2002 они подготовили шоу под названием "гламур хиппи". Определение-оксюморон, сочетание несочетаемого, что-то вроде "роскошные хиппи". Таким же "оксюмороном" оказалась и коллекция. Модельеры будто выложили искусную мозаику, в которой даже бутылочное стекло смотрится драгоценным бриллиантом. Тончайшие платья из кружева и шифона, совершенно не скрывающие девичьих прелестей, длинные нити жемчуга, крестьянские блузы с рукавами-фонариками. И тут же - кители а-ля сержант Пеппер из песен "Битлз", меховые жилетки гонщиков ралли "Париж - Дакар", туго обтягивающие попки кожаные штаны, затянутые пояса, высоко поднятые груди. Секс-бомба? Трогательная девчушка? Заблудившиеся во времени хиппи? Да все сразу. В одном флаконе - гремучая смесь образов и настроений. Смесь аппетитная, царапающая глаз и цепляющая душу. Дольче и Габбана просто так живут. И так творят. Они играют с модой, при этом точно зная, насколько далеко можно зайти в этих играх.
...Пока нам слепят глаза блестящие 80-е с их излишествами, в моду возвращается минимализм. Он - деликатно, в четко отмеренных пропорциях - появился в осенне-зимних коллекциях, представленных в Милане. На фоне пышности стиля "диско" модели в духе "нового минимализма" смотрятся довольно убого. Но можете не сомневаться, итальянцы упакуют эту бедность в такой красивый фантик, что мы непременно захотим примерить какое-нибудь невзрачное платьице.