ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЙ съезд "Единства" и "Отечества" намечен на ноябрь. Но это предстоящее событие уже наложило отпечаток на политическую жизнь в стране.
Левее, еще левее
ПОЯВЛЕНИЕ единой партии власти, а вместе с ней устойчивого проправительственного блока в Думе - серьезный удар по позициям КПРФ. Это делает для исполнительной власти излишними поиски компромиссов с левыми по вопросам, не требующим одобрения большинства в 300 голосов (например, при принятии бюджета). КПРФ просто вынуждена уйти в более жесткую оппозицию, чтобы сохранить популярность и присутствие в следующей Думе. Однако, если экономический рост в стране продолжится, антипутинская риторика не даст им желаемых результатов.
Новую ситуацию придется учитывать и правым партиям. После объединения центристских сил правительство сможет реализовывать либеральную программу уже без оглядки на левых. Политика станет последовательно реформаторской - к вящей радости А. Чубайса и Е. Гайдара. Следовательно, уходить в оппозицию "крепнущему авторитарному режиму" (о такой перспективе до сих пор заявляли некоторые руководители СПС) правым нет никакого резона. Остается роль "младших партнеров" "Единого Отечества" и Кремля. Положение не слишком привлекательное.
Сложное положение и у "Яблока". Отказываясь объединяться с СПС, оно остается в одиночестве. Кроме того, в Кремле недовольны тем, что в конфликте вокруг НТВ "Яблоко" слишком уж откровенно выполняло роль "думской крыши" В. Гусинского и "Медиа-Моста". Поэтому в новом политпасьянсе "Яблоку" может достаться не слишком престижная роль "певца за сценой".
Останется ли Кремль беспартийным?
ОБЪЕДИНИВШИСЬ, "Единство" и "Отечество" будут представлять собой сильный политический центр, которому потребуется яркий лидер. Скорее всего, ни С. Шойгу, ни тем более Ю. Лужков таким лидером не станут. Согласится ли на эту роль В. Путин? По крайней мере, у него есть на то веские причины.
Во-первых, нынешний президент в отличие от Б. Ельцина не "харизматик". Для длительного политического выживания ему нужна более надежная опора, чем изменчивый рейтинг популярности. Такой опорой и может оказаться сильная общенациональная партия.
Во-вторых, В. Путин молод, и ему приходится задумываться над тем, кем он станет через три или семь лет. Статус руководителя крупнейшей партии может служить и трамплином для перевыборов, и почетным прибежищем "для пересидки".
Впрочем, В. Путин может рассудить иначе и последовать примеру Б. Ельцина, не связывая себя партийными узами с какой-то одной, пусть даже и самой сильной на сегодняшний день политической силой. Ведь, как показывает опыт предыдущих "партий власти", могущество их скоротечно. Некогда влиятельный "Демвыбор России", пережив этапы взлета и забвения, сегодня готовится к самороспуску, чтобы раствориться во вновь создаваемой партии Союз правых сил. От казавшегося монолитным "Нашего дома - России" тоже остались одни дымящиеся руины. Уготована ли "Единому Отечеству" более счастливая судьба? Время покажет. Остается только пожелать новой организации избежать грозящих ей опасностей. Например, не превратиться в номенклатурную, далекую от народа партию, второе издание КПСС. А это неизбежно произойдет, если у новой партии начнется "головокружение от успехов" в отсутствие сильной оппозиции.