ЗА КАКИЕ-ТО 5 недель на Америку обрушились две волны террора. Причем выяснилось, что и пилоты-смертники, и споры сибирской язвы - продукт самих Соединенных Штатов. Под подозрение попали все "лица мусульманской национальности". Если теракты будут продолжаться, а к этому все идет, против американских арабов неминуемо последуют какие-то санкции. Не стоит обольщаться насчет американского либерализма: если надо, эта страна может вести себя очень жестко.
Вечером 7 декабря 1941 года, через несколько часов после нападения на Пёрл-Харбор, агенты ФБР арестовали членов бейсбольной команды "Лос-Анджелес Ниппонз" ("Лос-анджелесские японцы") прямо на стадионе - даром что ни один из игроков не был японцем.
В поисках виноватых
ЧЕРЕЗ неполных 3 месяца после инцидента с бейсболистами (всех пришлось отпустить) президент Рузвельт исполнительным приказом N 9.066 засадил всех находившихся на территории страны японцев в лагеря для интернированных. Под эти "грабли" попали 120 тысяч человек, включая глубоких стариков и грудных младенцев, из которых не менее 80 тысяч были на тот момент полноправными гражданами США и честными налогоплательщиками. Забирали их примерно как евреев в гетто - только с тем багажом, который можно было унести в руках. Как потом выяснилось, списки "виноватых" были составлены... до начала войны!
Слава богу, американцы не до конца использовали опыт ГУЛАГа и не стали высылать японцев на Аляску. Но несколько лагерей располагались в районе калифорнийской Долины смерти, где условия тоже не сахар. По архитектуре и удобствам американские "зоны" мало чем отличались от советских и немецких учреждений аналогичного назначения. Разве что каждое утро при церемонии подъема звездно-полосатого флага заключенные и охрана хором пели "Боже, храни Америку".
Лояльность под замком
ДЕСЯТИЛЕТНИЙ японский мальчик Норман Майнита носил тогда короткие штанишки скаута. В них его и отправили в лагерь. Став впоследствии уважаемым человеком, конгрессменом от штата Калифорния, он вспоминал:
- Многим японцам пришлось свернуть бизнес, и они потеряли миллионы. Полгода нас продержали в одном лагере, потом перевели в другой, в Вайоминге. Он назывался Хат Маунтин, и там повсюду был песок. Он сочился сквозь стены наших фанерных бараков, через щели в полу, залетал в окна. Лагерь был окружен колючей проволокой. Охранники с пулеметами стояли на вышках и имели приказ стрелять в любого, кто попытается бежать. Мы были американскими гражданами, но наше правительство обвинило нас в нелояльности. Но и во время этого тяжелого испытания мы продолжали сотрудничать с властями. Мы надеялись, что когда-нибудь докажем нашу верность Америке.
Как обычно это случается в кризисных ситуациях, спецслужбы "слегка перебдели" - доподлинно известно, что среди заключенных не было выявлено ни одного (!) японского шпиона. Тем не менее все они просидели за колючей проволокой почти до самого конца войны.
Потом Америке, конечно, стало стыдно. Правительство признало, что "перегнуло палку". В 1988 году каждому пострадавшему, а дожили до этого светлого дня примерно 50 тысяч человек, было выплачено по 20 тыс. долларов.
Конечно, мусульман в США сейчас гораздо больше, чем было японцев в 1942 году. Посадить всех довольно трудно. Но если Америку хорошенько разозлить, она может пойти на это. Даже если судебные издержки обойдутся дороже, чем вся война с международным терроризмом.