РЕФОРМА образования началась. 4 июня в Чувашии состоялся первый единый государственный экзамен (ЕГЭ). Одиннадцатиклассники сдавали русский язык. Идея такова: ЕГЭ заменяет собой школьный выпускной и вступительный в вуз. Корреспондент "АиФ" рассказывает, как это было.
ВСЕГО для единого экзамена выбрали 9 школ в разных концах республики. Туда доставили членов экзаменационных комиссий и сами тесты - в серых запечатанных полиэтиленовых пакетах. Выпускникам велено было самостоятельно добираться из окрестных районов, городов и сел. Некоторым из них, чтобы попасть на экзамен, пришлось подниматься в 5 утра.
Пакеты с заданиями вскрыли в 10.00. Каждому достался свой вариант. Работа состояла из 37 заданий и делилась на три части. Часть "А" попроще - там проверяются знания "обязательного уровня". Например, выбрать из четырех слов то, что с ошибкой. "В" - страница из рассказа В. Астафьева. Надо ответить на вопросы по тексту. И "С" - написать рецензию на этот кусочек. На все три часа. После этого первые две части отсылают в Москву, где обрабатывают на мощных компьютерах. А сочинения-рецензии свозят в проверочный центр Чебоксар. Там работа оценивается дважды: один раз - школьным учителем, другой - преподавателем вуза.
Отмучившиеся выпускники в один голос заявляли, что лучше тест, чем билеты или сочинение. "Ни одного учителя русского языка в школе не было, - рассказывает Сергей Крамов. - Чтобы не подсказывали. Но все равно в классе - два своих учителя и только один чужой. Так что все в порядке". Учителя вели себя сдержаннее. Математик Валентина Наумова сказала: "Единое тестирование - в принципе правильная вещь. Одно плохо, что это сразу выпускной экзамен. Дети не привыкли работать с тестами. Надо было вводить их с пятого класса".
Имидж и $9 млн.
ЕЩЕ больше единый государственный экзамен нравится чиновникам. Заявки на участие в эксперименте подало около двух десятков регионов. Выбрали всего 5. Чувашии, считайте, повезло.
Чиновники говорят об эксперименте не иначе как громкими словами. "У президента и кабинета министров нашей республики, - рассуждает представитель Минобразования Чувашии Олег Волков, - есть понимание значимости качественного образования. В отличие от соседнего Башкортостана, Татарстана, Нижнего Новгорода у нас в республике нефти нет. Поэтому единственное, чем мы можем взять, - это своим трудолюбием и качеством знаний. Идею ЕГЭ мы проталкивали еще с 1995 года".
Все это хорошо, но, кроме прочего, Международный банк реконструкции и развития решил выделить на реформу образования кредит в 50 млн. долларов. Из них Чувашия получит около 9 млн. "зеленых".
Вузы против
ОДНИМ словом, идеей единого экзамена довольны все. Кроме вузов. Правда, если они высказываются о ЕГЭ, то слова эти - точь-в-точь цитаты из бравурных речей чиновников. Однако действия больше напоминают тихий саботаж. Престижные столичные институты принимать участие в эксперименте отказались. С результатами тестов чувашские выпускники могут прийти только в вузы родной республики. Да и то не в любые. Например, результаты ЕГЭ по математике принимают четыре высшие школы Чувашии и шесть чебоксарских филиалов вузов г. Москвы и Санкт-Петербурга на все специальности. А вот по русскому языку и остальным предметам ректоры этот список ограничили. Под ЕГЭ отдали те специальности-факультеты, куда конкурс невелик, и наблюдают, что из этого получится.
Ректоров понять можно. Они боятся, что единый тест убьет элитарное образование. Приедет выпускник с периферии, предъявит "отличный" тест - и пожалуйте на зачисление. Противники теста утверждают, что наша страна слишком велика для чего бы то ни было единого. Представьте себе разницу в знаниях учеников столичной школы и школы где-нибудь за Уралом. Кто может поручиться, что учитель не подскажет своим подопечным результаты? Или глава региона не прикажет, чтобы оценки выпускников не опускались слишком низко?
Кто прав - покажет время.