1 ИЮНЯ дети в нескольких экспериментальных регионах впервые выполнят единый государственный тест.
ЭТО чуть ли не самый главный пункт реформы образования. Идея следующая: все выпускники в один и тот же день отвечают на одни и те же вопросы по определенному предмету. Результаты засчитываются разом за результаты выпускных экзаменов и вступительных.
Выпускной
ИЗБРАННЫМИ для эксперимента оказались школьники Марий Эл, Мордовии, Чувашии, Якутии, Ростовской области и Ульяновской. Напоминаем, что выпускник-2001 должен сдавать два обязательных экзамена (математику и сочинение) и три на выбор. Выбирать можно из восьми предметов: русский язык, физика, химия, история, обществознание, биология и география, иностранный язык. По всем этим предметам, кроме литературы и иностранного языка, тесты уже подготовлены.
В Республике Марий Эл все выпускники сдадут единый экзамен по математике. В Мордовии те, кто собирается сдавать биологию в качестве вступительного, могут выбрать тест по этому предмету. В Чувашии и Якутии все экзамены, кроме литературы и иностранного языка, пройдут в форме теста. С Ростовской, Ульяновской пока окончательно не договорились.
Продолжительность экзамена - не более трех часов. В каждом тесте 25-100 заданий. Состоит он из двух частей. Первая - попроще, на положительную оценку ("тройку"). Вторая - посложнее. На "четверку" достаточно выполнить половину заданий. Решать абсолютно все не требуется даже для получения оценки "отлично". Наоборот, такая "повальная грамотность" может вызвать подозрения. 100-процентное выполнение, по замыслу создателей, должно встречаться не чаще, чем в одном случае из 1000.
Проверять тесты будут компьютеры. (Правда, в каждом вопроснике обязательно есть задание, на которое надо написать развернутый ответ. Эти ответы будут оценивать "вручную".)
Вступительный
ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ в вуз тот же тест оценивают по 100-балльной шкале. С вузами, правда, не все просто. Ректоры главных высших школ страны единый экзамен не признают. Однако в Министерстве образования не унывают. "Да, московские вузы пока в эксперименте не участвуют, - говорит зам. начальника управления Валентин Шаулин. - Зато Российский государственный педагогический университет им. Герцена в Питере согласился засчитать своим абитуриентам результаты единого государственного экзамена. Также в эксперименте принимают участие вузы тех регионов, где проходит эксперимент". Варианты тестов уже готовы. Предлагаем вам попробовать свои силы.
Тест по русскому языку
1. Прочитайте предложения:
А. Его язык удивителен. Б. Я помню, что когда я в первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным. В. Благодаря своей искренности, Чехов создал новые, совершенно новые по-моему для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде. Г. Но как только я вчитался, этот язык захватил меня.
В каком порядке должны следовать эти предложения, чтобы получился текст?
1) А, Б, Г, В. 2) Б, Г, А, В. 3) В, Б, А, Г. 4) Г, В, А, Б. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
2. В каком слове ударение на 2-м слоге?
1) Облегчить. 2) Принял. 3) Переданный. 4) Балуется.
Более "продвинутые" задания, например, такие. Предлагается текст на страницу. Надо указать номер предложения, в котором выражена основная мысль, выписать слова с нулевым окончанием, указать сложные предложения, в состав которых входит безличное. Написать рецензию.
Тест по истории
1. Последствием проведения экономической политики Е. Т. Гайдара в 1992 г. было:
1) нарастающий вывоз капитала из России за рубеж;
2) макроэкономическая стабилизация;
3) массированный приток инвестиций из-за рубежа;
4) рост потребления товаров и услуг на душу населения;
5) образование широкого слоя мелких и средних собственников.
2. Установите соответствие между названиями памятников культуры и именами их создателей:
1) храм Василия Блаженного; 2) икона "Троица"; 3) Успенский собор Московского Кремля; 4) "Домострой";
а) Андрей Рублев; б) Аристотель Фьораванти; в) Сильвестр; г) Барма и Постник.
3. Расположите в правильной хронологической последовательности следующие события:
1) отмена крепостного права; 2) отмена временнообязанного состояния крестьян; 3) издание указа о "вольных хлебопашцах"; 4) земская реформа.
4. Дается отрывок из неких воспоминаний. В нем встречаются слова "народ спешит на Сенатскую площадь... Смертельно раненный Милорадович". Надо написать, о каком событии рассказывается в отрывке. Что можно сказать об отношении автора к описываемым событиям?