ЗАКОНЧИЛАСЬ встреча "большой восьмерки" в Генуе. Мировые СМИ говорят, что было подписано нечто очень судьбоносное. О том, что богатые страны прощают своих слаборазвитых должников. О том, что теперь товары из беднейших стран будут поступать беспошлинно, от чего подешевеют бананы и лекарства. Отчаянно хочется подробностей.
ЗВОНИМ в Минэкономразвития, спрашиваем, что подписал Путин в Генуе. "Не знаем, что он подписал, - отвечают. - Мы президенту документы не готовили. Звоните в правительство". "Касьянов в Генуе не был, мы не в курсе, что там было, - говорит чиновник. - А про долги вы лучше в Минфине спросите". "Пишите запрос, - советует Минфин. - Или знаете что? Обратитесь прямо в администрацию президента". "Попробуйте в МИД", - говорит администрация. "Поищите в Интернете", - рекомендует занятый иностранными делами человек и кладет трубку.
Выручила Организация Объединенных Наций. Там нашелся список беднейших государств мира, для которых Россия открыла свои рынки и которым намерена списать долги. В списке 49 стран. Некоторые из них более-менее на слуху: Ангола, Афганистан (правда, еще вопрос, что оттуда можно ввезти, кроме наркотиков). Есть полнейшая экзотика: Коморы, Мьянма и Тувалу. Гвинеи - аж целых три. Что же подешевеет-то?
Все, кроме оружия
ТАК называется соглашение, под которым подписалась Россия. Отменяются ввозные пошлины на любые товары из этих стран, кроме оружия. Вероятнее всего, произойдет это с 1 января - надо еще подготовить документы. Полгода назад нечто подобное подписали страны Евросоюза: все, кроме оружия, риса и бананов. Мы согласны принять и рис, и бананы, и сахар. Правда, такого товара нам пока не предлагали.
По данным Государственного таможенного комитета, из 49 беднейших продают нам что бы то ни было два десятка государств, на 120-155 млн. долл. в год. Самый крупный партнер - на 87 млн. - Гвинея. Там Россия закупает алюминиевое сырье и хлопковые волокна. Гвинейцы, пожалуй, единственные, кто торгует с нами полезными ископаемыми. У прочих основные виды экспорта - то, что растет на земле и плавает в море: фрукты, табак, кофе, какао, чай, каучук, всякие травки для парфюмерной промышленности, скумбрия, сардины, раки и моллюски. Непал предлагает ковры ручной работы. Камбоджа с Лаосом - купальники и свитера. Всякий ширпотреб импортируют в Россию Бангладеш и Мадагаскар. Вот уж где номенклатура так номенклатура! Шелк, и хлопок, и трикотаж (почему-то только мужской), и синтетика. А плюс к этому 25 тонн расчесок и заколок, 150 тонн карандашей и ручек, 217 тонн пластилина, метлы и щетки, удочки, столы для казино и бильярдов, мастика для обуви, клей. Наконец, бумажные мешки и картонные коробки (214 тонн!), тряпочные мешки и пакеты (1700 тонн!) и даже 22 ТОННЫ мадагаскарских КОНЬКОВ (интересно, кто-нибудь из читателей на них катался?!).
Таможенная статистика, что и говорить, штука запутанная. Можно ввезти компьютер под видом запчастей или сигареты под видом хлебобулочных изделий (говорят, они по весу совпадают), но коньки из Африки - это уж слишком! Слава богу, Аляска не шлет нам бананов.
"Теоретически после отмены пошлин цены на все, может быть, и снизятся, но рынок вряд ли это почувствует", - охладил наш пыл руководитель департамента тарифного регулирования Минэкономразвития Андрей Кушниренко. С большей части этих товаров Россия и сейчас не берет никаких пошлин. Дело в том, что помогать бедным наша страна начала не в Генуе, а еще лет 40 назад. Тогда ООН впервые составила список беднейших. А богатым государствам предложили помочь кто чем сможет. Со своей стороны СССР решил беспошлинно пропускать на свои рынки некоторые товары. Составили перечень и с тех пор пропускаем. Так вот в этом перечне примерно 85% всего экспорта из беднейших стран. Единственное, под чем мы подписались в Генуе, - ввозить беспошлинно оставшиеся 15%. Насколько это снизит цены? На какие-нибудь 0,25%.
Зато покажем, что о бедных умеем заботиться не хуже европейцев.
Бедными захотят стать многие
СО СПИСАНИЕМ долгов тоже вышла "загогулина". Выяснить удалось следующее: десять из этих 49 беднейших государств - должники России. Общая сумма долга - информация особо секретная. А вот сколько каждое из них платит в год - открытая. В текущем году Йемен должен внести в российский бюджет 21,04 млн. долл., Мозамбик - 20,6 млн., Эфиопия - 9,8 млн., Мадагаскар - 4,06, Мали - 2,8, Замбия - 2,3. Бенин заплатит 450 тыс. долл., Буркина-Фасо и Чад - по 40 тыс., Центральноафриканская Республика - 20 тыс. Итого 61 млн. 150 тыс. долл. США. Именно этих денег российский бюджет будущих лет лишится.
Пока мы все это подсчитывали, из Минфина пришел официальный ответ на наш запрос. "Никаких конкретных результатов в Генуе достигнуто не было, - гласил он. - Все переговоры о списании находятся пока в стадии деклараций о намерениях".
Впрочем, эксперты говорят, что списание долгов Мозамбику и Республике Чад - еще не самое страшное. Сейчас международные финансовые институты размышляют над тем, чтобы изменить критерии бедности. Так что в "льготную" категорию вполне могут попасть Киргизия, Таджикистан, Молдавия, Грузия. Вот они должны России такие суммы, которые наш госбюджет непременно почувствует!