Примерное время чтения: 5 минут
211

Почем нынче "членовозы"

ОПАЗДЫВАЕМ на работу, голосуем. Останавливается блестящая "БМВ" с российским флажком вместо номера региона и с федеральным номером В025АА. За рулем сидит мужчина в хорошем костюме при галстуке, не поймешь, то ли водитель, то ли хозяин авто. В машине тихо играет стереомагнитола, работает кондиционер. Водитель включает сирену, мигалку и выезжает на встречную полосу. Со скоростью 120 км/ч за десять минут мы были на месте. Еще бы - ехавшие навстречу машины в ужасе шарахались в разные стороны. После такой гонки руки противно тряслись. И все-таки приятно себя хоть на минуту почувствовать "хозяином жизни".

ВЫСШУЮ власть - Администрацию президента, Госдуму, Совет Федерации, правительство, Конституционный суд, Верховный суд, Центризбирком и Счетную палату - обслуживают три спецгаража. Что там стоит и как это выглядит - тайна за семью печатями. Внутрь не пускают даже близких родственников водителей.

Самый старый и самый крупный гараж находится в западной части города по дороге в Барвиху. Вокруг высокий забор с колючей проволокой, на проходной - три охранника с автоматами. При въезде и выезде автомобили тщательно проверяют: залезают в салон и багажник, просматривают зеркалом днище. Опасаются в первую очередь покушений и терактов. Здание напоминает школу: невысокое, аккуратное, в светло-желтых тонах. На всех шести этажах ровными рядами стоят автомобили. Выехать из гаража можно по винтовой бетонной эстакаде. Иномарки - "Мерседесы", "Ауди", "БМВ", "Саабы" и "Киа Кларус" - стоят на отдельных уровнях. Здесь - своя охрана.

Скромность украшает

В 1997 ГОДУ молодой реформатор Борис Немцов решил пересадить всех чиновников из иномарок в "Волги". Хорошую идею, как у нас обычно бывает, извратили до неузнаваемости. А где можно - вообще проигнорировали. В тот же год Управление делами заказало новую партию "Вольво". На аукционы выставляли те автомобили, которые были уже "не на ходу" или вообще годились только на запчасти, поэтому активно никто их не покупал. Постепенно аукционы умерли. А к Борису Ефимовичу сейчас в гараже приписана служебная "БМВ", причем ездит он на партийном "Мерседесе".

На сегодня, по данным Управления делами, машин иностранного производства в спецгаражах всего 13% (пять лет назад каждая пятая из почти двух тысяч легковушек была иностранного производства, сегодня - каждая седьмая). Все остальное - это "Волги 3102".

Цифры, мягко говоря, сомнительные. Народ же не слепой: каждый день мимо него по улицам ездят ведомственные "Мерседесы" самого последнего года выпуска. Под окнами Госдумы на стоянке все больше "Ауди" и "Мерседесы". Да и данные ГИБДД говорят об обратном. В 2000 году служебный автопарк составил 605290 машин. Это на 23 тыс. 540 больше, чем в 1999 году.

Каждому - по заслугам

ИНОМАРКИ раздают строго по ранжиру: президент, премьер, председатель Госдумы ездят на "Мерседесах". Замы премьера и спикера - на "Ауди А8". Председатели комитетов Госдумы - на "Ауди А6". Начальникам Администрации президента, руководителям фракций и некоторым членам Совета Федерации полагаются "БМВ". Чиновников попроще из Администрации президента прикрепили к "Киа-Кларус".

Меняться нельзя. Чиновники могут только отказаться от служебных авто и пользоваться своим личным транспортом. Например, Михаил Касьянов, будучи министром финансов, когда ему полагалась "Волга", разъезжал на своем собственном "Ниссане Максима".

Номера расставляют не просто так, а по очереди. Номер Путина, как и полагается, ААА 001. Номер Касьянова - "ААВ". У Администрации президента и правительства - спецсерия "ВАА", "ААВ". Совет Федерации разъезжает с буквами "ААС", Конституционный суд - "ААК".

По правилам, которые "слуги народа" себе установили, далеко не все из них имеют право на "персоналку". Из 450 депутатов, к примеру, личные авто имеют только 85 человек. Основная масса депутатского корпуса и даже некоторые чиновники из правительства обслуживаются по вызову. (Ежедневно от одних только депутатов поступает в среднем 550 заявок.)

Как сообщил нам Виктор Хреков, пресс-секретарь Управделами, на обслуживание одной машины в месяц (бензин, техническое обслуживание) в среднем уходит 9,2 тыс. руб. Плюс зарплата водителям: месяц назад ее подняли в два раза, до 6,4 тыс. руб. По неофициальным же данным выходит, что обычный министерский автомобиль обходится в 25 тыс. руб. в месяц, машина федерального министра - в 75 тыс.

Получается, что живут наши чиновники в каком-то своем, особенном мире. Там средняя закупочная цена отечественных машин, как утверждает Управление делами, - всего 120 тыс. руб. (4 тыс. долл.), а иномарок ("Мерседес", "Ауди", "БМВ", "Сааб") - 180 тыс. руб. (6 тыс. долл.)!

В прошлом году по всей стране для наших чиновников купили 23,5 тыс. новых авто. России обошлось это в более чем 2,5 млрд. руб.!

А теперь давайте подсчитаем. По данным Госкомстата, врачей, к примеру, у нас в стране около 682,5 тысячи. Этих 2,5 млрд. руб. хватило бы на то, чтобы каждому из работников здравоохранения целый год прибавлять к зарплате (средняя зарплата врачей сегодня 1896 руб.) каждый месяц дополнительные 305 руб.

Наверное, и депутаты, и госслужащие в правительстве и Администрации президента занимаются важными делами. Но почему народ должен платить из своего кармана за кондиционеры и стеклоподъемники в очередной ведомственной иномарке?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно