РОССИЯ и Япония, похоже, находятся на пороге важных решений в отношениях между странами. В гостях у главного редактора "АиФ" Владислава СТАРКОВА Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в РФ Минору ТАМБА.
- ГОСПОДИН Тамба, насколько я знаю, вы родились на Сахалине. Как складывалась ваша судьба?
- Действительно, я родился 6 мая 1938 года в прибрежном поселке Пензенское неподалеку от городка Томари. В этом городке вырос, так что меня можно считать настоящим сахалинцем. Отец держал лесопильный завод, и мы оставались на Сахалине, даже когда в 45-м туда пришла Советская армия. На Хоккайдо мы уехали в апреле 1947 года. К отцу на завод для надзора прислали человека по фамилии Иванов. Его семья и наша очень подружились, но в конце концов нас репатриировали, и у меня в памяти навсегда запечатлелась такая картина: мои родители и Иванов с женой стоят на платформе станции Томари, обнимаются и плачут, говоря что-то друг другу на прощание.
В 1962 году я окончил Токийский университет и сразу поступил на работу в японский МИД. Так началась дипломатическая карьера. В МИДе решил специализироваться на русском языке, учил его в Америке, в Гарварде. Потом были две командировки в Россию, и наконец в октябре 1999 года получил назначение на должность посла в вашей стране.
Будучи заместителем министра иностранных дел, я посетил Сахалинскую область. Это было в мае 1999 года. Администрация области встретила меня очень доброжелательно, и я смог побывать в Пензенском и Томари, в местах, где родился, провел детство. Поражало, с каким радушием меня встречали. Конечно, мой дом, да и сам поселок уже совсем не такие, как раньше. Вспомнил только природу - горы, реку, которая там течет. Хотя, наверное, так и должно быть - ведь после переезда на Хоккайдо минуло полвека.
Вместе с государством
- ПОСЛЕДНИЕ десять лет Россия строит новую экономику. Ситуация схожа с послевоенным временем для Японии. По-вашему, может ли нам пригодиться японский опыт?
- В процессе вывода экономики из хаоса и ее последующего развития возникает ряд важных факторов, которые имеют универсальный характер. И в том, что касается этих факторов, японский опыт, мне думается, может быть полезен для России. Часто говорят о роли, которую сыграло правительство Японии после войны, в период высоких темпов роста национальной экономики. Хотелось бы, однако, подчеркнуть, что правительство лишь задавало направление движения и тем самым создало условия для свободной и эффективной деятельности компаний и предприятий.
Еще один важный фактор. Цели, которые ставят перед собой отдельные личности и коммерческие структуры, должны, насколько возможно, совпадать с целями, которые ставит перед собой государство. Это очень непростая задача - управлять государством так, чтобы не подавлять стимулов субъектов хозяйственной деятельности к развитию и пропорционально распределять среди населения прибыль, которую приносят развитые отрасли экономики.
Об островах
- ВОПРОС о южнокурильских островах остается самым болезненным в наших отношениях. Япония настойчиво требует суверенитета над ними. Возможен ли здесь какой-то компромисс?
- Надо отметить, что о необходимости международно признанного пограничного размежевания между нашими странами говорится и в обнародованной в прошлом году Концепции внешней политики России.
Правительство Японии последовательно придерживается курса на заключение мирного договора с Россией путем решения вопроса о принадлежности четырех северных островов на основе двусторонних договоренностей, которые были достигнуты за эти годы, вплоть до встречи на высшем уровне в Иркутске. В частности, это Токийская декларация. Наше правительство намерено энергично вести с Россией переговоры по этому вопросу.
Если японский суверенитет над четырьмя островами будет признан, правительство Японии будет проявлять гибкость в определении сроков и условий возвращения этих территорий нашей стране. Об этом мы неоднократно информировали российскую сторону.
- Незаконный вывоз морепродуктов из России, по мнению некоторых специалистов, оценивается более чем в 1 млрд. долл. в год. Это выгодно японской стороне?
- Что касается проблемы незаконного лова и незаконного ввоза морепродуктов в Японию российскими рыболовными судами, то японская сторона относится к ней со всей серьезностью, рассматривая ее с точки зрения охраны морских живых ресурсов и борьбы против международной преступности. Те, кто своими действиями причиняет морю вред, не должны оставаться безнаказанными.
В сентябре прошлого года начальник Управления безопасности на море Японии господин Араи и директор Федеральной пограничной службы России господин Тоцкий договорились обсуждать конкретные способы взаимодействия в решении данной проблемы.
- Каковы объемы товарооборота между нашими странами? Это много или мало?
- В 2000 году объем японо-российской торговли составил 5,163 млрд. долларов, т. е. нашим странам, как и два года назад, удалось превзойти пятимиллиардный рубеж. Это, конечно, очень мало в сравнении со статистикой за тот же год о торговле Японии с США - 220 млрд. и Китаем - 86 млрд. долларов. Если подумать, сколь велик экономический потенциал Японии и России, то показатели нашей торговли достойны сожаления.
Но в то же время у Японии и России есть общее - высококвалифицированные людские ресурсы. Россия обладает богатыми недрами, Япония - передовыми технологиями, прежде всего в производственной сфере, и в этом наши страны дополняют друг друга. Я думаю, если мы сможем добиться углубления взаимопонимания и расширения двусторонних связей, перед нами откроются большие экономические возможности.
Путь к миру
- КАК изменились отношения между нашими странами с приходом В. Путина?
- Прежде всего разрешите отметить то обстоятельство, что благодаря усилиям, которые прилагали наши страны в последние годы, сейчас отношения между ними являются самыми добрыми и тесными за всю их историю. С прошлого года состоялось шесть встреч между президентом Путиным и бывшим премьер-министром Мори. Их результатом стало твердое общее понимание того, что Япония и Россия должны заниматься решением одновременно трех задач. Это: 1) стратегическое и геополитическое взаимодействие; 2) широкомасштабное экономическое сотрудничество и 3) заключение мирного договора. Сформированное недавно правительство премьер-министра Коидзуми также заявляет, что будет последовательно придерживаться этого принципиального политического курса.
Если говорить о мирном договоре, то во время состоявшейся в марте в Иркутске японо-российской встречи на высшем уровне было опубликовано "Иркутское заявление", посвященное этой проблеме. В этом документе стороны смогли обобщить результаты достигнутых к настоящему времени усилий, направленных на заключение мирного договора, и заложить новый фундамент для дальнейших переговоров по этому вопросу. Я считаю это важным достижением.
Смотрите также:
- С 1989 г. ГЕРМАНИЯ ВЫДЕЛИЛА НА ПОДДЕРЖКУ РЕФОРМ В РОССИИ И ГОСУДАРСТВАХ - ПРЕЕМНИКАХ СССР 100 млрд. МАРОК. Клаус Кинкель: "Мы не держим обиды за поражение" →
- В БЛИЖАЙШИЕ 4 - 5 ЛЕТ США ПЛАНИРУЮТ СОКРАТИТЬ РАСХОДЫ НА ВООРУЖЕНИЯ НА 140 МЛРД. ДОЛЛ. Э. Шеварднадзе: Запад заинтересован в стабильности СССР →
- НОВАЯ ИДЕЯ. Маршал Е. Шапошников: "Партнерство во имя НАТО?" →