Примерное время чтения: 6 минут
99

Совет безопасности в упряжке антитеррора

РАБОЧИЙ визит делегации Совета безопасности России во Францию проходил на фоне антитеррористической операции в Афганистане. Синдром терроризма проник в коридоры власти, музеи, магазины, парфюмерные салоны, рестораны: сотрудники службы безопасности проверяют дамские сумочки и мужские портфели.

На Марсовом поле дежурят французские десантники с автоматами в руках. Французы боятся за Эйфелеву башню: она - хорошая цель для воздушной атаки.

Секретарь Совета безопасности России Владимир РУШАЙЛО дал интервью нашему корреспонденту Владимиру СВАРЦЕВИЧУ на борту самолета, на котором делегация возвращалась в Москву.

"Банк" на террористов

- ЭТОТ визит - продолжение российско-французского диалога, которому президенты двух стран уделяют столь большое внимание. Идет последовательное сближение позиций после событий 11 сентября. В генеральном секретариате национальной обороны Франции мы обменялись информацией о террористических организациях.

Решено ввести единый европейский ордер на арест. По нему теперь можно провести задержание преступников в любой стране ЕС, а также лиц, причастных к терроризму, провести необходимые оперативные мероприятия и следственные действия. В том числе и создание единого информационного банка данных на террористов, которые постоянно меняют внешность, подделывают документы, перемещаясь по всему миру.

Кроме этого французы предложили организовать фонд при ООН для поддержки граждан, пострадавших от терактов. Это хорошее намерение. Мы идем дальше: предлагаем, чтобы через этот фонд финансировались все антитеррористические мероприятия, включая проведение специальных гуманитарных операций, поддержку пострадавших семей, лечение, протезирование покалеченных, заботу о детях, которые остались сиротами.

- Английский премьер-министр Тони Блэр недавно выступил с инициативой наращивания контактов между НАТО и Россией. Похоже, наши отношения теплеют?

- В свое время Североатлантический блок вел себя как противовес Советскому Союзу, а затем и Варшавскому договору в целом. Сейчас ситуация радикально изменилась. Проблемы в сфере безопасности, которые сегодня решают Россия и страны НАТО, во многом сходны. Вполне логичен и прогресс в наших отношениях. Может ли Россия войти в альянс? А почему бы и нет. Но Россия не может стоять в очереди на вступление в НАТО.

- Владимир Борисович, теперь Афганистан. Российский "десант" из представителей МИДа, МО, МЧС первым среди партнеров по антитеррористической операции приземлился на аэродроме Баграм. Россия надолго останется в Кабуле?

- Сейчас необходимо выстраивать политические взаимоотношения, которые будут зависеть от нового правительства в Афганистане.

Мы продолжаем оказывать гуманитарную помощь, которая на первом этапе сбрасывалась с самолетов, и большая ее часть попадала к талибам. По вопросам ее адресной доставки уже договорились президенты В. Путин и Дж. Буш.

Об окончательной победе Северного альянса говорить преждевременно. Да, есть позитивные сдвиги, но мы понимаем, что талибы из крупных городов перешли в горную местность, на заранее подготовленные позиции, с коммуникациями, инфраструктурой, складами оружия, продовольствия.

Хаттаб бежит в Афганистан?

- СЕЙЧАС в Афганистане наряду с другими наемниками есть боевики из Чечни, то есть граждане России. Будут ли они выданы нашей стране?

- В рамках тех договорных отношений, которые имеются с конкретной страной, эти вопросы могут быть рассмотрены, и мы надеемся на их положительное решение. Да, часть чеченских боевиков (в слово "чеченских" я вкладываю не национальный признак, а принадлежность к незаконным вооруженным формированиям в Чеченской Республике) сейчас находится в Афганистане. Нами получена информация о том, что Хаттаб решил перебраться в Афганистан для того, чтобы, как он говорил, убивать "жирных американцев".

- Но для этого ему придется пересечь несколько границ, в том числе и российскую?

- Сложно определить, как он будет передвигаться, насколько серьезны его намерения. Наверное, не самолетом. Пока эта информация на уровне высказываний и желаний, а может, и чисто пропагандистский трюк.

- За рубежом нас довольно сильно критиковали за действия в Чечне. Особенно за первую войну, которую Россия, как утверждают, проиграла.

- Я думаю, что говорить о поражении в первой чеченской кампании некорректно и неуместно. Были приняты политические решения: хасавюртовские соглашения, вывод федеральных структур. Де-факто Чечне предоставлялась самостоятельность - то, о чем они мечтали, говорили и, собственно, просили.

Беда здесь в другом. Налицо был перекос в освещении событий в Чечне. Вспомните, как многие СМИ подавали, что там происходило.

Ситуацию в Чечне сегодня мы также обсуждали с французскими коллегами. Причем, что характерно, ни одного критического замечания со стороны наших партнеров по поводу чеченских событий в настоящее время не поступало.

Военных власть не предаст

- АХМЕТ Закаев второй раз выходит на арену "контактов". Первая его встреча была летом 1996 г. Кто его "толкает" к полпредам Кремля? Или это его личная инициатива?

- Это не только его личная инициатива. Я думаю, что его направляет А. Масхадов. Проблема в другом. Даже если мы придем к какому-то взаимному решению, кто его будет выполнять? Полевые командиры, которые не контролируются нашими "контактерами"?

- Владимир Борисович, офицеры, которые сейчас находятся в Чечне, боятся, что так называемые "контакты" повернутся в сторону хасавюртовских переговоров. Они опасаются, что власть опять "предаст" военных.

- Раз начали, значит, все необходимо довести до логического конца. Безусловно, ни о каких аналогах хасавюртовских соглашений речи быть не может. Руководители силовых структур должны провести четкую разъяснительную работу с личным составом, чтобы военные не сомневались в правильности того, что они делают. Военных власть не предаст.

- Легкий вопрос. Ваша должность - традиционно мужская в России. Но ваш партнер в США - женщина - Кондолиза Райс?

- Я постараюсь ответить коротко. Женщины мне вообще нравятся больше, чем мужчины. Кондолиза Райс - волевой человек, знающий Россию. Она владеет русским языком, хорошо ориентируется в событиях, происходящих в нашей стране. И это ощущается на переговорах.

- Как она называет вас при встрече?

- Обращаемся по фамилии. Не упрощаем отношений...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно