ОБХОДЯ "крутые" мебельные магазины стороной, россияне зачастую даже и не догадываются, что все эти итальянские кухни и французские спальни сделаны из нашей отечественной древесины.
Закон - тайга
ЗА ОДИН хлыст ангарской сосны (хлыстом называют дерево с вершиной, очищенное от сучьев) китайцы платят 100 долл. Японцы, у которых на махоньких островах каждое деревце наперечет, готовы выложить 200 долл. Казалось бы, имея такой мощный ресурс, Красноярский край давно должен озолотиться.
Увы, использовать лес с умом сибиряки до сих пор не научились. В прежние годы доходы с продажи леса бесследно тонули в бездонных закромах Родины, а сегодня основные сливки с продажи леса снимают "черные дровосеки".
Выбрав делянку, сноровистые мужики "накашивают" бензопилой три-четыре машины леса. Заплатив бригаде максимум 10 тыс. руб., перекупщик отвозит древесину в железнодорожный тупик, где его уже ждут китайцы или представители кавказских республик. Не спрашивая документов, деляги отстегивают за машину леса 20-25 тыс. рублей. На границе товар стоит уже на порядок дороже.
Втихомолку лес рубили всегда. Но если раньше - на топку да на новый забор, то сегодня незаконный промысел ведется в промышленных масштабах.
При мизерной зарплате, которую государство платит лесничим, остаться честным - почти что подвиг. Стимулирует активность "лесной мафии" рост спроса на лес на Западе и в Китае. Сейчас жители Поднебесной закупают в России около 25 млн. тонн деловой древесины в год. Через несколько лет, когда начнут работать китайские мебельные фабрики, нашим соседям понадобится в десять раз больше древесины. При этом вырубку в собственных лесах китайцы практически прекратили.
Рубить с умом
- БОЯТЬСЯ вырубки как таковой просто смешно, - говорит Владимир Сударьков, замначальника отдела Государственной лесной службы Комитета природных ресурсов по Красноярскому краю. - Если лес не рубить, он превратится в непроходимую тайгу и просто погибнет: либо от вредителей, либо от пожаров. От перестоявшего леса тоже нет пользы. Грамотная рубка улучшает качество леса, обеспечивает его прирост. Вот только кто возьмется за это нужное и прибыльное дело?
Природные ископаемые когда-нибудь закончатся. Лес же, если его не мучить, веками будет расти и расти, давая планете то, что дороже золота, - кислород. Несколько лет назад ведущие страны мира подписали в Киото протокол о так называемых карбоновых квотах. По этому пакту государства, которые не могут сократить выбросы углекислого газа, должны платить тем странам, которые свои леса охраняют. По расчетам экспертов, Россия могла бы получать за свой "кислород" свыше 300 млн. долл. в год. Однако нашим чиновникам недосуг заняться этим прибыльным делом, а вот Бразилия деньги за свои леса уже получает.