Примерное время чтения: 5 минут
156

Кому нужна русская сталь?

МИРОВОЙ металлургический рынок испытывает сейчас не лучшие времена - перепроизводство, падение цен на сырье и готовую продукцию. А как эти негативные тенденции сказываются на отечественной промышленности? Об этом мы попросили рассказать А. Г. ТУЛЕЕВА, губернатора Кемеровской области - региона, где сосредоточены наши гиганты черной и цветной металлургии: Кузнецкий металлургический комбинат (КМК), Западно-Cибирский металлургический комбинат (ЗАПСИБ), Новокузнецкий алюминиевый завод (НКАЗ).

На пороге кризиса

- АМАН Гумирович, что сейчас происходит в нашей металлургической отрасли?

- Негативные тенденции грозят перерасти в экономический кризис в масштабах всей страны.

Основная причина - ухудшение конъюнктуры на мировом рынке цветных и особенно черных металлов. Так, при ежегодном выпуске мировой сталелитейной промышленности в объеме 850 млн. т 250 млн. т - это переизбыток продукции. Цены на сталь за последние 20 лет упали до рекордно низкой отметки.

В октябре нынешнего года в России с визитом побывал министр торговли США. Так вот, он буквально потребовал от российского правительства сокращения выпуска металлургической продукции минимум на 10%.

В самих США сталелитейные компании планируют сократить годовую выплавку стали на целых 20%.

Не лучше сейчас положение и в цветной металлургии. Цена одной тонны алюминия на сырьевых биржах упала с $1700 в начале нынешнего года до $1200-1300 в октябре.

Мы, к несчастью, очень сильно привязаны к мировому рынку. Наш внутренний рынок еще очень слабый и не может "переварить" те объемы продукции, которые выпускаются нашими комбинатами.

Кроме того, стабильным потребителем российской стали был Китай, но в последнее время он начал быстро наращивать объемы выплавки собственной стали и отказываться от импорта. Так что мы теряем довольно стабильный и емкий рынок сбыта металла.

Впервые, подчеркиваю, впервые за последние годы в черной металлургии Кузбасса получен отрицательный финансовый результат. Убытки за 10 месяцев этого года составили около 300 млн. рублей.

- Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы снивелировать для наших металлургов последствия кризиса?

- Ответ однозначный - модернизировать отечественные металлургические комбинаты, чтобы сделать их продукцию конкурентоспособной. А в перспективе всемерно развивать внутренний рынок, чтобы снизить зависимость наших производителей от изменений конъюнктуры на мировом рынке. Это позволит преодолеть внешнеэкономические причины кризисных явлений в российской металлургии.

Однако на положении отрасли негативно сказываются не только мировое перепроизводство и падение цен на продукцию. Есть еще и внутриэкономический фактор. Я имею в виду перманентный рост цен и тарифов на услуги естественных монополий, который начался в стране с прошлого года.

Например, за 10 месяцев нынешнего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого тарифы на электроэнергию подскочили на 67%, железнодорожные тарифы взлетели от 29 до 100% в зависимости от категории перевозимой продукции.

Сегодня энергетики и железнодорожники ежегодно "откачивают" из наших металлургических комбинатов до 45% всех вырученных ими средств от производства продукции. А если учесть еще и оплату перевозок экспортной продукции, то цифра окажется еще более внушительной: 52,5% - более половины выручки производителя!

Тарифная удавка

С НОВОГО года тарифы поднимутся еще выше. Правительство уже объявило о предстоящем повышении энерготарифа в два раза. Можно быть уверенным, что от энергетиков не отстанут и железнодорожники.

Последствия для отечественных металлопроизводителей могут быть совсем плачевными: долги, невыплата заработной платы, свертывание производства, сокращение рабочих мест, урезание социальных программ и, как следствие, массовые акции протеста рабочих.

Эти проблемы могут возникнуть на всех металлургических предприятиях России. Но в Кузбассе они проявятся наиболее рельефно. Как известно, основной внутренний потребитель металла - это промышленно развитая европейская часть страны, экспорт направляется в основном через западную границу России. В этой ситуации сверхвысокий железнодорожный тариф делает кузбасскую продукцию неконкурентоспособной по цене в сравнении с аналогичной продукцией Магнитогорского, Нижнетагильского, Череповецкого и Липецкого металлургичеких комбинатов. Стоимость перевозки одной тонны металла из Новокузнецка до Москвы обходится нам в 797 рублей, в то время как из Екатеринбурга в Москву - в 390 рублей.

Если не будет введена тарифная дифференциация, наши металлургические предприятия уже в скором времени вынужденно сократят производство. В конечном итоге это коснется тех же энергетиков и транспортников, которые вздувают тарифы: что они будут перевозить и куда направлять энергию, если остановятся металлургические комбинаты и те предприятия, продукцию которых потребляют металлурги?!

- Как известно, на днях Вы обратились к Президенту РФ с посланием. Что в нем?

- В нем я как раз попытался донести до главы государства свою тревогу в связи с нарастанием негативных тенденций в металлургической отрасли Кузбасса и России в целом.

Я обратился к президенту с просьбой дать указание подготовить ближайшее заседание Госсовета России и посвятить его обсуждению вопросов формирования эффективной политики естественных монополий, позволяющей развивать производительные силы не только РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром" и МПС, но и других основных отраслей отечественной промышленности.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно