Примерное время чтения: 4 минуты
215

Можно ли предсказать будущее?

ФАНТАСТИКУ Кира БУЛЫЧЕВА с одинаковым интересом читали и читают дети и взрослые. Дети - про космические похождения девочки Алисы Селезневой, взрослые - "Подземелье ведьм", "Поселок" и пр. Тайну псевдонима Булычев хранил до тех пор, пока Комитет по Государственным премиям не рассекретил, что знаменитый фантаст на самом деле - доктор исторических наук Игорь Всеволодович МОЖЕЙКО, работающий в Институте востоковедения, автор многочисленных научных работ. Так как наш собеседник еще и профессиональный историк, мы решили поговорить не только о литературе.

Вечные сюжеты

- НАБОР используемых в литературе сюжетов ограничен. Можно ожидать появления новых тем и идей?

- Нет и не может быть ничего кардинально нового: Ваня любит Маню, Маня любит Петю и т. д. Я не вижу ничего нового и в пришедшем из Америки киберпанке, рассказывающем об ужасах компьютеризованного общества. Качественная разница между нашей и американской фантастикой заключается в том, что американцы, как правило, искусственно конструируют миры, замечательно придумывая, допустим, сексуальные отношения людей, которые висят вниз головой, и у каждого - по три ноги. Но такие выдумки не имеют никакого отношения к действительным проблемам общества. Это страшилки, которыми питается сытый американец, зная, что потом спокойно поест и ляжет спать.

Русская фантастика - это литература, которая рвет на себе тельняшку, размышляя о том, что с нами происходит. Не на Марсе, а здесь, рядом. Из-за такой ментальности ей ничего не светит на Западе: ни мои книги, ни книги Стругацких или Лема никогда не приближались там к спискам бестселлеров. Мы чужие на их празднике жизни, где нужно тщательно подчиняться предложенным правилам игры.

Между тем наша действительность настолько фантастична, что способна привести в изумление даже писателей-фантастов. Нам долго не разрешали свободно писать, потому что монополию на будущее имела Коммунистическая партия. Когда двери открылись, в них вошла американская массовая культура, которая доступно объяснила, что советский человек не любит Достоевского и в душе всегда предпочитал Стивена Кинга. Но последние два года и у нас, и в Восточной Европе пошел обратный процесс. Люди наелись массовой американской продукцией и начали понимать, что идет пережевывание одного и того же. Мы снова становимся популярнее американцев.

Футурология врет

- СЕГОДНЯ народ увлекся историческими концепциями Гумилева, Фоменко, которые от официальных теорий камня на камне не оставили.

- Лев Гумилев со всеми своими закидонами - очень крупный ученый, действительно много сделавший для исторической науки. Это одно. И есть множество жуликов вроде Фоменко, которые, подобно гадалкам, вышибают деньги из доверчивых идиотов.

Можно раз за разом напоминать, что ученые против, а в Академии наук создана специальная комиссия по борьбе с жульем. Но реакция будет следующей: "Ага! Против Фоменко наш научный истеблишмент? Обязательно прочту его книжку и узнаю, что истории не было, а пирамиды висят в воздухе". Это следствие оппозиционного характера нашего общества, во многом - общества рабов.

В свое время в журнале "Знание - сила" существовала комиссия по контактам, куда входили несколько ученых, в том числе и я. К нам приходили телепаты, телекинезисты и прочие волшебники. Ни один из визитеров так и не смог прочесть мыслей, угадать треугольники, двинуть стакан или доказать, что античный мир придумали средневековые монахи. Зато у нас при "Знании - сила" была Академия веселых наук, где мы напечатали, например, статью о том, что никакого жирафа не было, нет и быть не может, - животное с такой длинной шеей не удержит на ней голову.

- Ожидают ли нас потрясения основ в исторической науке и науке вообще?

- Любая футурология - лженаука, в том числе примененная к истории. В конце прошлого века в Лондоне проводился опрос: какие опасности грозят городу через сто лет? Многие опасались, что возрастет количество экипажей и весь город будет завален конским навозом.

Мы привыкли прогнозировать количественные изменения, а зародышей качественных изменений видеть не в состоянии. Кто думал двадцать лет назад, что такое распространение получат персональные компьютеры? Как десять лет назад нельзя было предположить, что в "уездном" городе N вокруг базара будут ходить упитанные молодые люди, и у каждого в руках - по "мобильнику". Какая зверушка подрастает сейчас - неизвестно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно