Примерное время чтения: 5 минут
114

Россия в нарезку: 89 на 7 не делится?

ДВА ГОДА назад, сразу после своей инаугурации, В. Путин поделил Россию на 7 федеральных округов. Полномочные представители президента в округах образовали отдельный этаж в воссоздаваемой вертикали исполнительной власти. Однако, по оценкам "АиФ", к следующим президентским выборам этот этаж может быть демонтирован.

Зачистка округов

ДВЕ задачи, под которые создавались округа, практически решены. А именно: приведение регионального законодательства в соответствие с Конституцией РФ и искоренение договоров, разграничивающих полномочия между федеральными и местными органами власти. 28 из 42 таких соглашений аннулированы. Правда, в пылу массовой кампании были достигнуты и цели, противоположные намеченным. Договора с "русскими" краями и областями легко отменили. А с национальными республиками - Татарстаном, Башкортостаном и др. - оставили, тем самым невольно повысив их политический вес и имидж "особенных регионов".

Некоторую пользу полпреды принесли тем, что помогли вывести из-под плотной губернаторской опеки местные органы федеральной власти, включая силовые, считает известный политолог Вячеслав Никонов. "Это огромная армия чиновников - около 450 тыс. человек, которые получали зарплату из Москвы, но обслуживали в основном местные интересы. Кроме того, при помощи полпредов были сменены некоторые губернаторы, обнаружившие свою некомпетентность или нелояльность центру. Например, Е. Наздратенко, Р. Аушев".

Однако полпредам до конца не удалось стать эффективными надзирателями, считает эксперт Центра политических технологий Сергей Михеев. "Создав округа, Путин сначала сильно напугал губернаторов. А потом они поняли, что и в новых условиях можно работать. Исключая, пожалуй, близкого президенту В. Черкесова, полпреды не добились должного контроля над регионами. Влияния в местных администрациях они не приобрели - губернаторы не пускают их в свои кадровые вотчины".

Но главное, федеральные округа не решили самую важную задачу, ради которой, собственно, и создавались. Речь идет об административно-территориальной реформе и перестройке всей системы исполнительной власти. В прессу просачивалась информация о попытках некоторых полпредов перераспределить полномочия от правительства к округам. Однако эти попытки были пресечены на корню премьером М. Касьяновым при поддержке главы администрации А. Волошина. Не задалось и укрупнение регионов.

Правда, прозвучало предложение сибирского полпреда Л. Драчевского образовать вместо 89 субъектов Федерации 20 (при этом фактически получались огромные "Сибирская" и "Дальневосточная" республики). После поездки В. Путина в Сибирь подобные разговоры активизировались. Как сказал "АиФ" спикер Совета Федерации Сергей Миронов, "очевидно, что 89 субъектов - это многовато. Но и укрупнять регионы до границ 7 федеральных округов - тоже слишком. Стремиться к идеалу нужно потихоньку". Впрочем, скорее всего, реального укрупнения в ближайшее время не будет - слишком серьезные интересы при этом затрагиваются.

Например, слиянию Санкт-Петербурга и Ленинградской области мешает конфликт губернатора В. Яковлева и полпреда в Северо-Западном округе В. Черкесова. Первый заинтересован в объединении с областью, чтобы получить доступ к таможенным терминалам и строящимся в области портам, а также снять проблему трех сроков нахождения у власти. Ведь следующие выборы стали бы первыми в новом субъекте Федерации. Естественно, в планы полпреда и Кремля усиление губернатора и продление сроков его полномочий не входит. Не приходится говорить и об объединении Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского округов - до тех пор, пока не договорятся три олигархические группировки, контролирующие эти территории, - "Русский алюминий" (О. Дерипаска), "Интеррос" (В. Потанин) и "ЮКОС" (М. Ходорковский).

Тень совнархозов

В ПОСЛАНИИ Федеральному собранию президент, казалось бы, обнадежил полпредов, заявив о передаче им функций финансового контроля. Логично теперь ожидать усиления взаимодействия округов со Счетной палатой - ведь без поддержки С. Степашина реальный финансовый контроль не реализовать. В то же время очевидно, что восторга у премьера М. Касьянова все это не вызовет. Может сложиться ситуация, когда федеральные округа будут слишком многим мешать - как когда-то совнархозы, которые были ликвидированы, как только набрали силу и стали угрожать монополии центральной партийно-хозяйственной бюрократии.

С другой стороны, каждый из 7 округов по размерам представляет собой крупную и самодостаточную страну, а их границы практически совпадают с границами военных округов. Если там сосредоточатся реальные финансовые рычаги и силовые структуры, Москва может оказаться им не нужной. Результатом осознания такой угрозы, скорее всего, и станет упразднение федеральных округов накануне выборов 2004 г. При этом признательность губернаторов, которых освободят от лишней опеки, конвертируется в голоса избирателей этих регионов. Что касается полпредов, то они получат госнаграды за успешную зачистку местного законодательства и с почетом перейдут на другую работу. Наиболее дальновидные уже "бронируют" запасные аэродромы. Скажем, есть сведения, что приволжский полпред С. Кириенко активно продвигает своих людей в федеральные структуры, готовя почву для собственного ухода с регионального уровня, который ему явно тесен. Впрочем, не будет проблем с трудоустройством и у остальных.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно