Примерное время чтения: 5 минут
117

Путешествие в русский офшор

НА ОГРОМНОМ рекламном щите крупными буквами было написано: "Налоговый рай". Я сделал шаг и очутился в русском офшоре - месте, где вполне законно разрешается не платить налоги. Не все, конечно, а только треть. Земля обетованная находится в Горно-Алтайске. И называется свободной экономической зоной.

В РАЙ я отправился после того, как Министерство по налогам и сборам грустно отрапортовало, что в феврале в казну собрали всего 96,6 млрд. рублей при задании 110 млрд. Одни эксперты обвиняли во всем цены на нефть, другие - стагнацию, третьи - и то и другое разом. Оказывается, есть в России места, где налоги не платят и живут припеваючи.

Где "Моя семья"?

ПО ДОКУМЕНТАМ выходило, что именно в этом богом забытом уголке среди гор разливают водку заводы Брынцалова, добывает алмазы компания "АЛРОСА", выжимает соки "Моя семья", пыхтят трубами "Пермские моторы", "Нижнекамскнефтехим", "Межрегиональная нефтехимическая компания" и многие-многие другие.

Причем все они числятся по нескольким адресам. "Моя семья", например, приютилась на Коммунистическом проспекте, в доме 4, в здании общежития. Тут же на одном этаже с отделением милиции - офис еще 600 фирм. 1223 компании "прописаны" на улице Чорос-Гуркина, в доме 29. Помимо них здесь расположились продуктовый магазин, обменный пункт и банк. На улице Социалистической меня хмуро встретила ветхая двухэтажная изба. Дверь оказалась незапертой, и я решил войти. На рваном диване около печи грелись два алкаша. "А где здесь Брынцалов?" - спрашиваю. "Какой тебе еще Брынцалов? Это квартира".

На самом деле "Брынцалов А" работает не здесь, а в Подмосковье. В Горно-Алтайске фирма только зарегистрирована. Как и 6000 других предприятий, успешно производящих свою продукцию в разных уголках нашей необъятной Родины. Зачем? Ответ прост. Налоги полагается платить не по месту работы, а по месту регистрации. В Республике Алтай организации легально имеют право платить на 30% меньше налогов. За прошлый год предприятия таким образом сэкономили (а российский бюджет недополучил) 1 миллиард 200 миллионов рублей.

"Смысл свободной экономической зоны (СЭЗ) в том, чтобы привлечь сюда предприятия из других регионов. Тем самым развить экономику области", - говорит замгендиректора эколого-экономического региона "Алтай" Анатолий Тодошев. По-хорошему, чтобы поднимать экономику, предприятия, приходящие в зону, должны и деятельность тоже вести здесь. Однако кто туда пойдет? "В республике полезных ископаемых практически нет. Предприятий всего-то 50. Одно из крупных - ткацкая фабрика, на которой трудятся 130 человек. А три четверти населения живет в деревнях", - рассказывает министр экономики Григорий Чекурашев.

Поэтому ничего-то в регионе нет: ни промышленного потенциала, ни инфраструктуры. Денег у людей, чтобы покупать то, что могут производить предприятия, тоже нет. К примеру, ткацкая фабрика почти все, что наткет, вывозит за пределы республики. И мощности фабрики загружены только на треть.

- Налоги нас сильно прижимают, - жалуется директор Владимир Рыжиков.

- Какие налоги? У вас же офшор, - удивляюсь я.

Оказалось, офшор в Алтае не для всех. Ткацкую фабрику, например, в зону не принимают.

- Почему? Ведь свободная экономическая зона создана, чтобы помогать именно местной промышленности?

- Нет, местные предприятия не имеют права получать льготы, - объяснил Анатолий Тодошев. - Зона-то образовывалась, чтобы привлечь капитал из-за пределов республики. А зачем нам освобождать своих? Тогда мы будем меньше собирать налогов.

Получается замкнутый круг. Зона вроде бы создана для того, чтобы развивать экономику региона. Однако освобождать от налогов собственные предприятия здесь права не имеют. Поэтому и денег они сами заработать не могут. Какой же тогда прок в зоне? Очень простой. Финансы-то в области появляются: ведь чужие предприятия платят здесь налоги. А раз рубли и так есть - зачем развивать свою экономику?

Свои среди чужих

КРОМЕ Алтая в России существует еще примерно 30 зон с льготным налогообложением - Калмыкия, Смоленск, Углич и др.

Этим недовольны налоговые инспекции соседних регионов. Их компании уходят в офшор, и область теряет налогоплательщиков. Тем более что в СЭЗ регистрируются отнюдь не "больные" предприятия, а самые богатые. В Счетной палате считают: свободные экономические зоны в России созданы хаотично. Они не должны ограничиваться отдельными областями, которые выживают за счет соседей. Нужна программа, рассчитанная на все регионы.

Например, в том же Алтае за десять лет, кроме нескольких десятков туристических комплексов, практически не появилось новых предприятий. Или Калининград - ему предоставили таможенные льготы, и через этот клочок земли хлынул огромный товарный поток. В результате доходная часть федерального бюджета от таможенных поступлений уменьшилась на 12 млрд. рублей. А бюджет области увеличился лишь на 1,2 млрд. рублей. А где остальные деньги?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно