Примерное время чтения: 9 минут
281

Министр тысячи шрамов

ЛЕГЕНДАРНЫЙ хоккеист Вячеслав Фетисов всегда был открыт нашему еженедельнику. Он давал нам интервью, когда оказался в опале и был выгнан из ЦСКА, когда приехал из-за океана в фаворе, завоевав Кубок Стэнли, когда перешел на тренерскую работу и вместе с форвардом Павлом Буре пытался наладить в России "женьшеневый" бизнес. Теперь же в ранге министра спорта он дал "АиФ" одному из первых откровенное интервью.

Служить Родине

- КАК вас теперь называть, как хоккеиста, на американский манер - Вячеслав или, как министра, по имени-отчеству?

- Как вам удобно. В стенах министерства - Вячеслав Александрович. В миру привычнее без отчества. Друзья меня по-прежнему зовут Слава.

- Вячеслав Александрович, что все-таки было главной причиной того, что вы сменили успешную карьеру тренера? Там, за океаном, блеск, слава, а здесь чиновничья рутинная работа с массой проблем.

- Так получилось в жизни, что у меня всегда были высокие цели, задачи, стремления. И предложение, пусть это звучит громко, служить Родине - та благородная цель, поставленная передо мной президентом, сыграли главную роль. Я вырос в команде и хорошо знаю, что совместными усилиями можно сделать очень многое.

Показать характер

- КАКИЕ шансы у нашей команды на чемпионате мира по футболу? В целом российский футбол имеет какую-то перспективу?

- Он должен иметь перспективу. История футбола у нас богатая, эту игру любят, ценят, многие сами играют... Я как спортсмен не сторонник прогнозов. Знаю одно: нашим ребятам надо выходить и биться, не важно, против кого, и верить, что можешь выиграть. Моя позиция такова: можно выйти и проиграть сопернику в тяжелой борьбе. При этом ты останешься героем, заслужишь уважение у людей, в крайнем случае сочувствие. А можно, не показав характера, проиграть слабому сопернику, и проиграть бесславно.

- Вы не считали за свою карьеру, сколько получили травм?

- Только на лице у меня более 500 шрамов. Всего же я получил более тысячи травм. И здесь дело даже не в шрамах и травмах, а в запредельных нагрузках. Локти, колени, связки - все трещит, особенно после сорока лет. В НХЛ каждый год все травмы фиксируются, и, если медицинская страховка не покрывает затрат на лечение, можно обратиться в Союз хоккеистов и получить компенсацию. Там все это выстроено правильно. И здесь тоже можно наладить подобную систему.

- У вас сейчас есть время делать утреннюю зарядку?

- Я сплю по 4 часа. Понимаю, это издержки начального периода. Без физического тонуса очень тяжело быть в нормальном рабочем состоянии. Чувствую, что надо все менять. Всегда занимался по утрам, а здесь вдруг нет. Поэтому чувствую себя неуютно, не в своей тарелке. И это лишний раз подтверждает, что без физкультуры, спорта нельзя ни рабочему, ни министру, ни бизнесмену. А знаете, как хочется иногда пойти и часок погонять мяч!

Звезды - в массы

- РОССИЙСКИЙ спорт находится в тяжелом состоянии. По многим видам мы потеряли завоеванные позиции. Есть ли у вас программа, план действий? Может, начать с чего-то простого и понятного: проводить, как прежде, зарядки в 6 часов утра?

- В масштабе всей страны это было неплохо. Кстати, подобную практику у нас перенял Китай, и они сейчас самая спортивная нация. У них в спортшколах по нашим методикам занимаются 100 млн. подростков. То, что у нас было хорошо, переняли другие, поэтому отмахиваться от прежних наработок нет смысла.

Сейчас есть два способа развития спорта в стране. Первое - через массовость, второе - через создание высококлассных команд мирового уровня (второй более дорогостоящий способ). Но они стоят в одной упряжке. Не надо разделять массовость и спорт высших достижений. Одно без другого существовать не может, если нет площадок, то и спортивные звезды, кумиры не появятся.

- Будут ли сделаны решительные шаги по развитию физкультуры и спорта?

- Они просто необходимы. В Германии после войны, когда нация была в упадке, было принято постановление, и физкультура в школе просто насаждалась. Спорт победил и депрессию, и алкоголизм. И мы сейчас знаем, на каком высоком спортивном уровне находится эта страна.

Можно вспомнить и историю нашего государства. Было время, когда строили стадионы в тяжелые 30-е и послевоенные годы. Люди ходили на стадионы и занимались, болели за своих любимцев семьями.

Считаю, что сейчас необходимы правительственные постановления, обязывающие местные органы строить и реконструировать спортсооружения. И как можно больше на них времени отводить под детские секции.

- Сколько нужно денег для безбедного существования физкультуры и спорта в стране?

- Много. А то, что сейчас выделяется, - это самая последняя строка в бюджете. В прошлом году это было 70 млн. долларов, а Китай на спорт дает один миллиард! Как пример: у меня было на подготовку к Олимпиаде 40 тыс. долл., американской и канадской команде выделили по 2 млн. долларов каждой.

Мы сейчас латаем дыры, но на самом деле если не позаботимся о фундаменте, то окончательно провалимся. И догонять с каждым годом будет все сложнее и сложнее. Из страны уже уехало 20 тысяч спортивных специалистов. Спорт - это большая часть национальной политики, престижа, здоровья нации, и эти задачи надо решать сегодня.

Ценить себя

- ПОКА же мы равнодушно смотрим, как американцы забирают к себе лучших тренеров, спортсменов... Им-то так дешевле выходит?

- Конечно, так дешевле. Иногда вообще берут бесплатно. Американцы в буквальном смысле грабят Европу и нас. Чтобы вырастить спортсмена мирового класса, особенно в игровом виде спорта, нужно потратить много денег. Ведь на его становление работает команда. Более того, спортсмен - это достояние страны. И его продажа за рубеж должна регулироваться. Надо установить квоты на продажу, а не так как сейчас, вывозят оптом по 60 человек. В лучшем случае 1-2 игрока попадут в основной состав. Нашим пацанам здесь надо заканчивать образование, становиться асами и уже потом ехать на конкретное место по дорогой цене.

Поверьте мне, я долго прожил на Западе, там уважают сильных. А мы сами себя, ветеранов своих порой не ценим. Когда я закончил играть, то попытался помочь российским звездам. Пришел в штаб-квартиру НХЛ и сказал: послушайте, у нас 60 русских ребят играют в лиге, нельзя ли деньги, которые они теряют за дисквалификацию, направить в фонд российских ветеранов? Дело в том, что, когда игрока дисквалифицируют, ему за игры не платят, а штрафную сумму прямо переводят в фонд помощи ветеранам хоккея. (Кстати, если ты отыграл 400 игр, то у тебя как минимум пенсия будет 250 тыс. $ в год.) Сначала американцы были категорически против, но я смог их убедить, что деньги будут распределять коллегиально 10 заслуженных хоккеистов. И они только через год моих убеждений согласились. Но вмешались люди отсюда и потребовали, чтобы эти деньги шли через федерацию. И американцы, видя такой беспорядок, этот проект закрыли.

- Вы только приняли спортивное хозяйство, а на вас чиновники уже косо смотрят...

- Откуда вы знаете?

- Догадываемся. Для вас спорт не станет некой ловушкой, этаким "сельским хозяйством", куда ссылали руководителей перед закатом карьеры?

- Я не стремился к этой должности, у меня совершенно другая ситуация. Всего достиг в жизни своим трудом, и этого я уже не потеряю. Я уже выступал на Совете Федерации и на правительстве, с моей стороны идет не чиновничий разговор. Это же страшно, что средний возраст жизни у российских мужиков - 59 лет. С другой стороны, богатым тоже нельзя жить в вакууме, растить детей за высоким забором, когда вокруг алкоголизм, наркомания, проституция. Ребенок рано или поздно выйдет в мир и, не дай Бог, попадет в эту среду. Я пытаюсь докричаться: оглянитесь! Куда мы идем? Для чего вся эта роскошь, миллионы, виллы, когда гибнет нация?

- То есть боевой настрой, кураж у вас еще есть?

- А для чего я тогда приехал? Мне говорят: попробуешь, не получится - уйдешь. Нет. Я не имею права так делать: во-первых, подвести президента, а во-вторых, проигрывать тоже не умею. Для меня главное - сделать дело.

- Вы человек, который интегрировался в американский образ жизни. Что вам сейчас больше всего бросается в глаза по возвращении в Россию?

- Так всем и хочется видеть меня человеком оттуда, с того берега. Это не так. Если же сравнивать, то в Америке более спланированная, определенная жизнь. В России сейчас ритм просто сумасшедший. Мне лично не хватает и 24 часов в сутки.

С родными только по телефону общаюсь. Позвонил отцу, говорю: "Извини меня, батя. Не могу пока приехать повидаться". Он в ответ: "Да, я все понимаю, сын". Уехал на дачу, наверное, чтобы мне не мешать. Вот разгребусь немного, буду с ним общаться. И по дочери очень соскучился, не видел ее полтора месяца и весь извелся. Хорошо, что она с моей женой скоро приезжает в Москву.

Для меня сейчас главная задача, чтобы люди сказали: что с этим человеком все пошло в гору. Сейчас каждый шаг я тщательно выверяю. Мне есть, что терять, - это мое имя. На остальные мелочи размениваться я не собираюсь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно