НА ВОПРОСЫ читателей "АиФ" отвечает заместитель директора ФСБ России генерал-полковник Виктор КОМОГОРОВ.
Шпионов стало больше
- ПОСЛЕ нескольких реорганизаций люди совсем запутались и почти ничего не знают о сегодняшних функциях ФСБ. Говорят, все идет по старинке: слежка за инакомыслящими, подглядывание, подслушивание.
- ФСБ России - это не КГБ СССР, а совершенно другая, новая спецслужба. КГБ распался на многие спецслужбы: Федеральную пограничную службу, Федеральную службу охраны, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Службу внешней разведки. Прошла не одна перетряска. Ушли многие сотрудники, которые с реформами не согласились. По большому счету это позитивный процесс - осталось профессиональное ядро.
В работе ФСБ нет пятой линии (слежка за инакомыслием). Главная задача на сегодня - борьба с терроризмом и защита конституционного строя.
- За последние 10-12 лет на Запад ушли кадровые разведчики, утекли лучшие "мозги" из оборонки и науки. Может, Россию настолько "рассекретили", что и секретов в ней не осталось? Мы Запад по-прежнему интересуем и шпионов ловим?
- То, что ФСБ продолжает ловить шпионов, хорошо известно. Интерес к России наших западных коллег даже увеличился. Конечно, его подогрели и бывшие наши сотрудники, передавшие им секретную информацию. Если говорить в общем, то работы их разведчикам против России по сравнению с периодом "холодной войны" даже прибавилось. В том числе и с территорий СНГ.
- А как происходит обмен информацией между ФСБ и ЦРУ в плане борьбы с международным терроризмом?
- С американскими коллегами мы ведем открытый обмен информацией, даем аналитические материалы, в которых излагаем наше видение: планы, замыслы противника, прогноз развития. На сегодняшний день с Лубянки в ЦРУ ушел большой информационный пакет на эту тему (более 200 документов). Американские коллеги также в полном объеме сообщают нам о имеющихся у них данных на международных террористов.
Чекисты из бизнеса
- ВО ВСЕХ спецслужбах мира существует кадровая проблема. Наверняка ФСБ испытывает дефицит профессионалов. Раньше, в эпоху КГБ СССР, талантливых молодых людей вербовали в престижных вузах.
- Нас подводят несовершенный уровень социальной обеспеченности и низкая заработная плата, хотя в армии она в полтора раза меньше. Так что на Лубянку за деньгами идти не стоит. Но не это главное. Раньше хорошо работала система отбора кадров. Будущих чекистов "вели" со студенческой и даже со школьной скамьи. Многие приходили из военных вузов - тогда выручала система партийных характеристик, рекомендаций конкретных членов партии. Сейчас этого нет, и не каждый отобранный из кандидатов приходит в ФСБ. Но есть и плюсы: на Лубянку все больше приходят молодые фанатики, зараженные романтикой работы в ФСБ. Приходят даже из бизнеса.
- Какую роль в кадровой политике ФСБ играет фактор Путина, своего рода позитивная связка: спецслужбы - реформы - президент?
- В нашей работе с коллегами на Западе и в СНГ фактор чекиста Путина помогает решать многие важные вопросы, в том числе и кадровые. Но нам не нужен поголовный приток молодежи в ФСБ. Из желающих работать на Лубянке мы отбираем только лучших.