В КАБИНЕТЕ министров и Кремле нарастает озабоченность судьбой Калининградской области. У части руководителей даже возникло ощущение, что мы с фатальной неизбежностью теряем эту землю на Балтике. Почему так произошло?
ПЕРВОЕ и самое главное: область так и не удалось сделать процветающей в экономическом плане. Ее расходы и долги значительно превышают доходы, а это означает одно - полное банкротство. Нарастают проценты по взятому еще при губернаторе Горбенко у Дрезднербанка (ФРГ) кредиту в 14 млн. долл. (или 0,5 млрд. руб.). Долги по налогам составляют 442 млн. руб. И это еще не все.
ЕС переплюнул СССР
НЕ ПРИНЕС ожидаемого эффекта закон 1996 года об особой экономической зоне в Калининградской области. Его смысл состоял в таможенных и налоговых льготах. Предполагалось, что вновь организованные сборочные производства должны были пополнить Россию дешевыми товарами. Увы, весь бизнес закрутился вокруг перепродажи подержанных автомобилей, спиртного и сигарет. Деньги, естественно, ушли мимо бюджета. И немудрено: реализовывала закон о "зоне" местная администрация, деятелей которой не раз обвиняли в связи с криминалом. В зарубежных "зонах" для их управления нередко создается особая администрация, назначаемая Центром.
Потерпели фиаско и несколько принятых правительством России программ развития области. На очереди - "программа Г. Грефа" нынешнего года. Но и она, скорее всего, провалится, так как предыдущая реализована лишь на 1%. Во всяком случае так и не удалось решить проблему электрообеспечения, которая зависит от поставок из Литвы. Подготовленный проект строительства новой ТЭЦ пока срывается - "тащить" для станции нитку газопровода придется через ту же Литву.
Одним словом, кризис управления областью стремительно усугубляется. И это при том, что в ней сосредоточено 90% мировых запасов янтаря, есть разведанные запасы высококачественной нефти и уникальный незамерзающий глубоководный порт в Балтийске.
Любопытно, что более 80 лет назад, когда эта территория была частью Восточной Пруссии, она первый раз оказалась в том же положении. После Первой мировой войны Версальский договор отделил ее от Германии полосой земли, переданной полякам. А город Данциг (Гданьск) оказался под управлением Лиги Наций. Как и мы сегодня, немцы потребовали создания "данцигского коридора" с особой авто- и железной дорогой. Польша не согласилась, и вскоре началась Вторая мировая война. Сегодня перед той же проблемой оказалась Литва - после вступления в 2004 г. ее и Польши в ЕС Калининград окажется отрезанным от России так называемой шенгенской визовой зоной. Попасть туда без визы можно будет лишь по воде или воздуху.
О существовании этой проблемы в МИДе знали давно. И только год назад в рамках комиссии РФ - ЕС стали требовать введения безвизового коридора для граждан области. На практике это должно было означать появление опломбированных вагонов и литовских пограничников в их тамбурах. Против такого подхода ЕС поначалу не возражал, но в январе, явно с подачи Германии, сказал этому варианту решительное "нет".
Мало того, позиция ЕС ужесточилась настолько, что начали говорить о патрулировании границы области с Польшей и Литвой специальными многонациональными силами. Как нам объяснили в МИДе, этим странам Европа не совсем доверяет из-за крепких связей их мафий с российской.
Положение стало безнадежным настолько, что президент В. Путин был вынужден сделать резкое заявление. Он сказал, что даже СССР дал разрешение ФРГ на железнодорожную и автомобильную связь с Западным Берлином и безвизовый проезд для граждан ФРГ. Было это в 1971 году - в разгар холодной войны. Но сегодня она в прошлом.
Все ли безнадежно?
ПЕРВЫЙ вариант. Убедить ЕС заключить с Россией договор, по которому Калининградская область станет "пилотным проектом" для проработки норм и правил вхождения РФ в ЕС. То есть Калининград мог бы стать своего рода ассоциированным участником ЕС в области экономики. Кстати, мы уже два года ведем переговоры о вступлении в Европейский Союз, и этот шаг мог бы стать первым на этом пути.
Понятно, что коммунисты и те, кто называет себя патриотами, немедленно осудили бы это решение - мол, область отдана. Чтобы так не случилось, предварительно нужно укрепить наш суверенитет над этой землей.
Что это означает? Скорее всего, придется отказаться от выборов губернатора области и перейти на его назначение указом президента. Одновременно администрация особой экономической зоны должна перейти в прямое подчинение правительству РФ. Во главе ее предстоит поставить чиновника в ранге федерального министра. Руководители местных МВД и ФСБ будут иметь статус заместителей федерального министра.
Для всего этого не потребуется изменения Конституции. Согласно Конституции РФ статус субъекта РФ может быть изменен специальным конституционным законом.
Второй вариант. Калининградская область может быть объединена с Ленинградской и Псковской областями. Юридическую возможность этого дает федеральный конституционный закон об образовании новых субъектов РФ. Для чего это нужно?
Когда население области будет жить за "санитарным кордоном", значительная его часть начнет колебаться - а зачем нам Россия? Уже сейчас там действует некая "балтийская партия", которая говорит о референдуме в пользу образования так называемой Балтийской республики. Пока это несерьезно, но в будущем может быть реализовано после успеха сторонников этой идеи на выборах.
Чтобы этого не случилось, руководство области должно базироваться не в Калининграде, а в Питере. Немедленно следует организовать пассажирское, грузовое и паромное сообщение между этими городами.
И последнее. За Россией должен остаться последний аргумент в споре с ЕС. Ему надо быть настолько весомым, чтобы европейцы всерьез задумались, а стоит ли доводить нас до последней черты?
Оговоримся сразу - идея милитаризации области будет и дорогостоящей и малоэффективной. Существует другое предложение, и оно уже, по слухам, прорабатывается. В Калининградской области, неподалеку от стыка границ области с Литвой и Польшей, нужно построить крупнейшую в Европе атомную станцию.
Этот шаг решит многие проблемы края. Само собой, исчезнет зависимость от импортируемой электроэнергии, появятся новые рабочие места, и возникнут условия для строительства энергоемких производств. Мало того, область сможет продавать электричество и за границу - до Берлина-то всего 600 км.
Отношение к российской атомной энергетике в Европе после Чернобыля известно - ее, если не боятся, то по крайней мере не любят. И здесь перед ЕС встанет дилемма: либо дешевая электроэнергия с атомной станции, либо транспортный коридор? Но проектные работы надо начинать немедленно. Как и поиски удобного места.