Примерное время чтения: 3 минуты
157

Су-27. Пилоты потеряли зрение от перегрузки

ЧТО ЖЕ на самом деле произошло на летном поле под Львовом, мы попросили прокомментировать заслуженного летчика-испытателя России, президента Международного авиакосмического салона Героя России Магомеда ТОЛБОЕВА.

- ЧТО могло стать причиной трагедии - попытка пилотов удивить публику или непредвиденный сбой механизма?

- Я испытывал этот самолет на всех режимах: от высоты 0 до 20 км; от скорости 0 до 1450 км/ч; на перегрузках до 9 единиц. Скажу с абсолютной уверенностью - Су-27 еще ни разу не упал по вине техники. Причина всех падений этого типа самолетов - человеческий фактор.

Пилотаж в обычном режиме сильно отличается от пилотажа на авиашоу. Когда я увидел видеозапись этой трагедии, мне стала достаточно ясна картина произошедшего. Пилоты делали боевой разворот с большими перегрузками. Одновременно происходила смена направления полета и смена ориентации "небо - земля". В этот момент пилоты попали, как мы называем, под эффект "белого поля", когда у них на какое-то время происходит потеря зрения. В это мгновение и был в какой-то степени потерян контроль - не над машиной, а над самим собой. Впоследствии это привело к потере контроля и над машиной.

- Почему пилоты не увели машину подальше от зрителей?

- Они не могли увести самолет от толпы, потому что какие-то мгновения просто не управляли собой. Чтобы увести машину, нужно иметь запас высоты, возможность обернуться, осмотреться.

- Но они успели катапультироваться.

- В данной ситуации это нормально. Когда самолет коснулся крылом земли и начал садиться на полосу, второй летчик, свободный от пилотирования, естественно, катапультировал себя и первого пилота. Опять-таки, они не отдавали отчета своим действиям. Возможно, им показалось, что самолет ударится о землю и взорвется. Но он продолжил движение по поступательной траектории прямо на толпу.

Этот момент я ставлю в вину организаторам авиашоу, потому что сам являюсь организатором МАКСа в Жуковском. Во Львове не были соблюдены нормы безопасности. Есть определенное расстояние, на котором должна находиться публика от линии полета самолетов, - не менее 250 метров. Но эта норма не была выполнена - и случилась беда.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно