Примерное время чтения: 9 минут
303

Прокурор для армии, а не армия для прокурора

МНОГИЕ уверены, что Российская армия - плохо управляемая, предоставленная самой себе структура. С этими подозрениями наш корреспондент Андрей УГЛАНОВ и обратился к Главному военному прокурору страны Александру САВЕНКОВУ.

- В ПОСЛЕДНЕЕ время пишут и говорят о том, что в армии и на флоте кризис - серьезные проблемы с воинской дисциплиной, растет преступность. Так ли это?

- На самом деле никакого кризиса нет. Ситуация полностью контролируема, а уровень правонарушений в войсках в 2 - 2,5 раза ниже, чем в целом по стране. В минувшем году сократилось число преступлений экономической направленности, правонарушений, совершенных в состоянии опьянения, связанных с незаконным оборотом оружия и наркотиков, и некоторых других.

Очень часто, когда говорят о состоянии правопорядка в армии, имеют в виду только Вооруженные силы. Однако Военная прокуратура контролирует ситуацию не только в них, но и во Внутренних войсках, войсках МЧС, Федеральной пограничной службе, Федеральной службе железнодорожных войск. Так вот, сокращение числа зарегистрированных преступлений отмечается практически по всем поднадзорным войскам, воинским формированиям и органам. А это более 10 различных министерств и ведомств, где служат люди в погонах.

Генеральские дачи

- НЕДАВНО газеты сообщили, что на строительстве очередной генеральской дачи погиб солдатик. Похоже, использование военнослужащих в частном строительстве нельзя изжить ничем.

- Я знаю это уголовное дело. Ни о какой "генеральской даче" речь не идет. Летом прошлого года подполковник одной из подмосковных частей ПВО незаконно направил восьмерых своих подчиненных на дачу к знакомому. При рытье траншеи произошел обвал грунта, один солдат погиб. Это дело было возбуждено на основании материалов прокурорской проверки. Мы привлекли офицера к уголовной ответственности. Добились его осуждения. Суд также удовлетворил заявленные военным прокурором и родителями погибшего иски о возмещении морального и материального ущерба.

- Но об этом не было слышно.

- Значит, это вам, журналистам, было уже неинтересно. Так бывает часто. Прессу интересуют "горячие факты", а потом внимание к происшествию, результатам следствия и суда пропадает. А доведите до всех информацию о наказании - может, подобного в других регионах больше бы и не случилось.

- Неуставные отношения в армии - когда-нибудь мы победим их?

- Почти в 90% частей, где служат люди в погонах, вообще нет неуставных взаимоотношений. Там могут иметь место различные правонарушения, к сожалению, бывают и факты гибели военнослужащих, и мы по каждому такому факту возбуждаем уголовное дело. Тем не менее они не связаны с дедовщиной. А в 80% всех воинских частей вообще не совершено ни одного преступления в течение 2002 года.

Но проблема неуставных отношений сохраняется. Мы боремся с этим злом, используя все полномочия, предоставленные нам законом. Большая работа проводится и министром обороны, и руководителями других ведомств.

Военная прокуратура, безусловно, является наиболее доступной организацией, защищающей права военнослужащих. Возникающие вопросы решаются быстро, бесплатно, что также немаловажно. Если брать данные только по Вооруженным силам, восстановлены права более 150 тысяч военнослужащих.

- За год?

- Да. Все эти люди обратились к нам и сказали, что у них что-то не так, кто-то их обидел. Вот данные статистики: по жалобам за год проведено 43 тысячи прокурорских проверок, выявлено 80 тысяч нарушений, 7 тысяч незаконных приказов опротестовано. И никто с прокуратурой не спорит. Ни один командир.

Восстановлена система профилактики правонарушений в Вооруженных силах. Военные прокуроры обязаны не реже чем раз в месяц в каждой воинской части вести прием, чтобы люди могли к ним обратиться. На протяжении последних 6 месяцев через прессу, телевидение мы информируем граждан о телефонах военных прокуроров округов, флотов, в том числе круглосуточных. Люди должны иметь возможность в любое время прийти к военному прокурору. Это требование закона, требование Генерального прокурора России, а мы стараемся нормально делать свою работу.

Дошли до ликбеза

- В ЧЕМ сегодня заключаются главные проблемы армии?

- Одной из них я бы назвал допризывную подготовку молодежи. В соответствии с Конституцией России, законодательством об обороне, военной доктриной все органы государственной власти, местного самоуправления, организации и учреждения обязаны в той или иной мере решать задачи в области обороны. Это наше общее дело. Важно, чтобы все общество имело ясное понимание того, что военная служба является особым видом государственной службы и забота о людях в погонах - дело всех нас. Мы же сейчас все чаще сталкиваемся с тем, что в армию призываются не просто малограмотные, а неграмотные. Даже в Московском военном округе, в лучших соединениях и частях распространяется передовой опыт с созданием вечерних школ, обучающих классов для военнослужащих первого периода службы. Ведь, чтобы солдат знал инструкции, нужно, по меньшей мере, чтобы он их прочитал.

Есть проблема правовой подготовки офицеров. Летом прошлого года законодатель исключил такую форму дисциплинарного взыскания, как арест с содержанием на гауптвахте. К сожалению, не все командиры правильно это восприняли. Некоторые считают возможным "распускать кулаки", заявляя, что у них нет других методов воспитания подчиненных. Нужно больше внимания уделять правовому воспитанию командиров. Ведь они работают с молодыми людьми 18-20 лет, а криминологами давно доказано, что это основная "группа риска". На два года молодые парни попадают в казарму, кардинально меняются их образ жизни, окружение, многократно возрастает не только физическая, но и психологическая нагрузка. При этом у них в руках - оружие и боевая техника.

На этой неделе состоится Всеармейское совещание офицеров, и одной из главных тем для обсуждения, безусловно, станут вопросы правового обучения, дисциплины, законности и правопорядка.

- Александр Николаевич, что за чехарда с делом Буданова? Он действительно невменяемый или таким образом его хотят избавить от наказания?

- Судебное решение состоялось. То, что Буданов совершил преступление, под сомнение не ставится. Однако суд, основываясь на заключении экспертов-психиатров, пришел к выводу о том, что Буданов в момент совершения преступления был невменяем. Это судебное решение не удовлетворило ни государственного обвинителя, ни защитников потерпевших. Гособвинитель решил внести кассационное представление. Как только будет получено заключение суда в кассационной инстанции, в этом уголовном процессе будет поставлена точка.

А где зубная щетка?

- ВЫ РАБОТАЕТЕ в системе прокуратуры. И в то же время на вас военная, а не прокурорская форма. Кому вы больше подчиняетесь - министру обороны или Генеральному прокурору?

- В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" Главная военная прокуратура - структурное подразделение Генеральной прокуратуры. Все военные прокуроры, и в первую очередь я, подчинены Генеральному прокурору и никому другому. Иногда приходится слышать такие высказывания, что, мол, военные прокуроры зависимы от командования, подчинены ему и т. д. Но возьмите и почитайте документы. Закон о прокуратуре четко определил взаимоотношения военной прокуратуры с Министерством обороны и командованием других войск. Это лишь вопросы дислокации военных прокуратур, предоставления им помещений, охраны, доставки военнослужащих и так далее. Денежное довольствие мы получаем через финансовые структуры Вооруженных сил. Для чего? Для того, чтобы немедленно быть там, где размещены войска. Мы буквально живем вместе с войсками. Действует принцип: прокурор для армии, а не армия для прокурора.

- Вы отслеживали случай массового заболевания пневмонией курсантов в Ростове-на-Дону?

- Да, там все время находился прокурор и регулярно докладывал обо всем. В отношении врача части возбуждено уголовное дело. Мы добивались закрытия водозабора, не имеющего очистных сооружений. Добились. И не только в этом случае. Знаю наизусть - где, в каких военных городках выявлены источники гепатита, дизентерии и проч.

Сейчас, в эту минуту минимум 100 наших работников находятся в солдатских казармах. По всей стране - от бухты Провидения до Калининграда. Они заняты повседневной работой военного прокурора. Ведь важно не только раскрыть преступление "по горячим следам". Не менее важно, чтобы у каждого солдата на верхней дужке кровати висело лицевое полотенце, на нижней - полотенце для ног. Чтобы у него в тумбочке были зубная щетка, зубная паста, гуталин.

Это не только необходимость обеспечения военнослужащего положенными нормами довольствия, это часть реализации его неотъемлемого права, предусмотренного законами, на нормальные условия в период прохождения службы. Важно, чтобы, расставаясь с армией, военнослужащий сохранял о ней только теплые воспоминания.

Телефоны доверия военных прокуратур:

Главная военная прокуратура (г.Москва) - (095) 247-50-47

Московская городская (г. Москва) - (095) 296-27-08, 195-05-10

Московский ВО (г. Москва) - (095) 951-49-20

Северо-Кавказский ВО (г. Ростов-на-Дону) - (8632) 67-35-72

Ленинградский ВО (г. Санкт-Петербург) - (812) 219-28-98

Дальневосточный ВО (г. Хабаровск) - (4212) 39-54-57

Приволжско-Уральский ВО (г. Екатеринбург) - (3432) 59-34-94

Сибирский ВО (г. Чита) - (3022) 26-75-17

Федеральная погранслужба (г. Москва) - (095) 257-17-68

Ракетные войска стратегического назначения (г. Москва) - (095) 598-72-26

Тихоокеанский флот (г. Владивосток) - (4232) 41-41-05

Северный флот (г. Североморск) - (81537) 7-28-85

Балтийский флот (г. Калининград) - (0112) 22-28-86

Черноморский флот (г. Севастополь) - (0692) 24-95-35

Объединенная группировка (пос. Ханкала) - (095) 296-12-75

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно