НА ДНЯХ в подмосковных Химках сотрудниками милиции было пресечено похищение генерального директора Таганского мясоперерабатывающего комбината Владимира Козлова и его сына. Одетые в милицейскую форму бандиты затолкали заложников в "Газель" и попытались вывезти их за пределы области. Но оперативники остановили машину на Нагорном шоссе, освободили пленников, а у преступников изъяли фальшивые удостоверения сотрудников МУРа, рацию, два автоматических карабина "Сайга", прибор ночного видения и пять номерных знаков для автомобилей.
В СТОЛИЦЕ и области буквально каждую неделю похищают людей с целью выкупа. Бизнес на заложниках, традиционно считавшийся бедой Северного Кавказа, в последние годы переместился в другие регионы. В группе риска по-прежнему остаются состоятельные граждане: коммерсанты и члены их семей, иностранцы и т. д.
Утром - деньги, вечером - человек?
В КОНЦЕ 80-х годов ХХ века, в пору расцвета коммерческой деятельности, на Урале был зафиксирован первый случай захвата заложника. Средь бела дня рэкетиры похитили частного предпринимателя. Жене заложника пришло по почте письмо из четырех букв - КОЛЯ. Убитая горем женщина ежедневно выслушивала по телефону угрозы и рыдала над письмами, которые день ото дня становились короче на одну букву. Она так и не смогла собрать нужной суммы для выкупа, а обратиться в милицию не решилась. Спустя полгода тело ее мужа, наспех прикрытое хвойными ветками, обнаружили в лесу грибники.
Пик преступлений, связанных с захватом заложников, в России пришелся на 90-е годы прошлого столетия. Больше всего похищений происходило на территории Северо-Кавказского региона. По имеющимся в ГУБОПе данным, только за 1995-2000 гг. в Чечне было похищено свыше 1,7 тыс. человек. Во главе этого хорошо организованного бизнеса стояли главари чеченских бандформирований: Арби Бараев, братья Ахмадовы, Шамиль Басаев, Эмир Хаттаб. Они первые стали снимать своих заложников на видеокамеру, фиксируя, как пленников избивали, пытали, насиловали, отрезали различные части тела, после чего "психологическое письмо" отправлялось родственникам. В апреле 1999 г. банда Бараева в Москве похитила сына торгового представителя России в Литовской Республике Камиля Мирзамбекова. Голову заложника преступники оценили в 25 млн. долл. Оперативники освободили Камиля лишь в мае 2000 г. Деньги для выкупа не понадобились.
Цена жизни
"ПРАКТИЧЕСКИ каждый случай похищения уникален. Преступники заранее планируют все детали предстоящей "операции", разрабатывают схемы содержания заложника, общения с родственниками, противодействия милиции, - рассказал руководитель пресс-службы ГУБОП СКМ МВД России Олег Ельников. - Самое главное, что должны сделать родственники в таком случае, - это своевременно обратиться в правоохранительные органы и четко исполнять наши инструкции. В этом случае нам удается освободить заложника. Недавно в Москве у гражданки Д. похитили мужа. Бандиты требовали выкуп в 200 тыс. долл. Женщина обратилась в милицию. Оперативники разработали план по освобождению заложника, но, к сожалению, его супруга решила, что будет лучше заплатить бандитам. Получив деньги, похитители убили пленника. До сих пор они находятся в розыске. Вообще, по итогам прошлого года, из 1,5 тысячи похищений раскрыто всего 550. Ведь для нас главное - спасти заложника, а потом уже задержать преступника".
Иногда заложники освобождают себя сами. 4 ноября 1998 г. преступники похитили сына председателя Ростовского отделения Сбербанка РФ Максима Королькова. Бандиты запросили 1,5 млн. долл., но в результате торга сбавили цену до 800 тысяч. Максим верил, что выкарабкается из этой передряги. Все время его держали в подвале дачи под Таганрогом. Позже бывший заложник вспоминал: "У бандитов не складывалось с получением выкупа, они уже и могилу для меня вырыли. Но я уговорил одного из своих охранников отпустить меня, пообещав заплатить потом 100 тыс. долл. Он ослабил цепь на моей ноге и показал, где хранится оружие. Из пистолета я убил второго охранника и бежал. Доехал до Ростова, где обратился в милицию". Банду из 14 человек задержали бойцы СОБРа. Кроме отпетых уголовников в ней состояли бывший зам. начальника УГРО Таганрогского УВД и еще несколько на тот момент действующих офицеров милиции.
По большому счету, от похищений не застрахован практически никто. Недавно подростки похитили своего одноклассника и спрятали его на чердаке жилого дома. Преступники назначили родителям сумму выкупа - три тысячи рублей, им, мол, "не хватало на дискотеку". Оперативникам потребовалось несколько часов на их задержание, но когда милиционеры обнаружили пленника, он был мертв - задохнулся от плотно вставленного в рот кляпа.
Для справки
Профессионалы советуют заложнику постараться запомнить как можно больше деталей транспортировки: подъемы, спуски, остановки у светофоров, характерные звуки (везут ли его по городу или уже покинули черту городских районов), о чем говорят бандиты, попытаться составить психологический портрет каждого и понять, кто за что отвечает, по возможности вступить с ними в контакт и ни в коем случае не пугать милицией.
Родственникам же в этой ситуации не стоит жаловаться знакомым и привлекать СМИ. Излишний шум только вредит. Кто знает, может, среди вашего ближайшего окружения есть люди, связанные с бандитами.