НЕДЕЛЮ провели в Москве и Санкт-Петербурге прилетевшие из Швейцарии легендарные фигуристы Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Впервые за последние 24 года. Их лично пригласил председатель Госкомспорта Вячеслав Фетисов. Даже те из нас, кто в силу своего возраста не мог видеть их феерических выступлений на льду, знают: дуэт Белоусова - Протопопов - первая русская пара, завоевавшая, причем дважды, "золото" на зимних Олимпийских играх.
Лебедь на свалке
БЛАГОДАРЯ их ярким победам (Людмила и Олег еще четыре раза выигрывали чемпионаты мира и Европы) в нашей стране начался бум фигурного катания, которое в конце концов стало для россиян культовым видом спорта. Миллионы болельщиков, сидя в зале или включив телевизоры, следили в минувший уикенд за финалом Гран-при в Санкт-Петербурге. Фантастическое по красоте, музыкальности, всплескам эмоций действо проходило в знаменитом ледовом дворце "Юбилейный". Мало кто знает, что этот дворец в рекордные сроки был построен... по просьбе Олега Протопопова. "После победы на Играх 1964 г. в Инсбруке нас вместе с другими олимпийцами принял Хрущев, - рассказывает Олег Алексеевич. - Не знаю, что меня тогда будто в спину подтолкнуло - но, сознавая, что не за себя прошу, я подошел к нему и сказал, что в городе на Неве абсолютно отсутствуют условия для полноценных тренировок и выступлений. Хрущев строго глянул на пытавшегося удержать меня за локоть председателя союзного Спорткомитета Машкина и буркнул: "Жулик ты!" Машкин до боли сдавил пальцами мой локоть..."
Как ни странно, не очень-то жаловавший спорт генсек вскоре распорядился о возведении в Ленинграде ледового дворца, который был открыт в 1967 г. аккурат к юбилею Октябрьской революции - отсюда и название. Девять лет назад рядом с дворцом была установлена бронзовая скульптура работы Леонида Могилевского: этакий застывший фрагмент одного из шедевров Белоусовой и Протопопова - танец "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса. Позднее у скульптуры оторвали одну руку, а потом она и вовсе пропала.
Побег
ОНИ были готовы выступить на третьей для себя Олимпиаде - в японском Саппоро-72. Но их туда не пустили. Якобы стиль катания этой пары был чересчур театральным и уже не соответствовал духу времени. Потом начались препятствия с выездами на международные соревнования, прекратились приглашения на показательные выступления... Короче, из сборной страны, вообще из спорта их в буквальном смысле выдавили. Прежние кумиры советских болельщиков стали солистами Ленинградского балета на льду. И в 79-м, находясь на гастролях в Швейцарии, приняли мучительно трудное решение: не возвращаться туда, где им не давали заниматься делом всей их жизни.
- Вы уже отмечали, делясь своими первыми впечатлениями, как изменилась наша столица, обретающая европейский лоск, - обратился к ним корреспондент "АиФ". - Налицо и другие изменения. Когда тот же Вячеслав Фетисов, выигравший, как и вы, со своим ЦСКА и сборной СССР для страны все возможные в любительском хоккее титулы, заявил о желании завершить карьеру в НХЛ, министр обороны Язов публично пригрозил надрать ему задницу. Теперь Фетисов сам стал министром. Впрочем, остались еще в нашем спорте совковые мастодонты вроде президента Национальной федерации Писеева, который взашей выталкивал из отечественного фигурного катания вас, и не только вас. Сейчас встретитесь с ним лицом к лицу на финале Гран-при, пожмете его руку?
- Да мы за прошедшие годы пересекались с Писеевым много раз на различных чемпионатах, - улыбается Людмила. - Но руки ему, конечно, не протягивали.
- Однажды, - уточняет Олег, - просто невозможно было избежать контакта. На чемпионате мира 1998 г. в Стокгольме нам вручили Кубок Бовара - награду за выдающийся вклад в развитие мирового фигурного катания. Вот с этим Кубком мы отправились на банкет, причем случилось так, что пассажиром на соседнем сиденье автобуса оказался Писеев. "Конгратьюлэйшнз", - процедил он сквозь зубы, вынужденно поздравив нас на английском...
Грезы любви
ЭТА блистательная пара всегда создавала неповторимые образы на льду. Проникнутый особой лиричностью стиль катания Белоусовой - Протопопова по сей день остается эталоном выступления двух влюбленных друг в друга и в свой вид спорта - или искусства? - людей. Самый знаменитый их танец "Грезы любви" на музыку Ференца Листа принес в 1964 г. первые золотые олимпийские медали. Он же осязаемо передает их непостижимую супружескую гармонию, о которой Людмила скажет: "Она уже не от нас зависит, а от кого-то свыше".
Протопопов поднимает кисть правой руки и показывает, что на безымянном пальце нет обручального кольца. "Когда в 1957 г. мы поженились, у нас попросту не было денег не только на кольца, но даже на скромное свадебное торжество, - рассказывает он. - Я тогда только-только демобилизовался, оттрубив 5 лет в боцманской команде на Балтийском флоте. Все, что умел, - дочиста драить палубу, все, что имел, - черный суконный бушлат, бескозырку и два рубля в кармане флотских клешей.
И вот мы с Людмилой отправились расписываться в райсовет, что на Московском проспекте в Ленинграде. Там нам проштамповали паспорта, взяв рубль двадцать за услугу. Домой возвращаться нужно на троллейбусе - это еще по 20 копеек на билет для каждого. Оставшиеся 40 пытаюсь незаметно сунуть в руку суетившемуся вокруг нас гардеробщику. Тот ошарашенно глазами сверкнул: мол, что же ты меня подобной мелочью-то обижаешь..."
В 1982 г., после трех лет работы в престижном американском шоу, они с женой вернулись в Швейцарию, где живут все эти годы. "И столкнулись с дилеммой, - продолжает свой рассказ Олег. - Либо на заработанный гонорар приобретаем себе дом, либо воплощаем в жизнь идею, которая давно бередила душу: делаем фильм с нашими самыми любимыми постановками на льду".
Фигуристы выбрали фильм, закупив необходимое для съемок оборудование и арендовав на три недели каток, в поисках которого исколесили всю альпийскую страну. "Мы сделали это не ради самолюбования, - поясняет Людмила. - Олегу тогда исполнялось 50 лет, и хотелось что-то оставить для следующих поколений". Кассету с записью они захватили с собой в Россию. Самое первое впечатление - невероятная молодость исполнителей. Ему никак не дашь 50, как сейчас не дашь 70, а партнерше, соответственно, ее годы. На экране - все их виртуозные программы одна за другой, все поддержки, прыжки, вращения, уникальные спирали. "Лунная соната", "Элегия"...
- В Нью-Йорке, - говорит Олег, - живет 28-летний талантливый пианист Джулиан Ламберт, российский эмигрант в третьем поколении. Он обладает удивительным даром сочинять русскую музыку на основе песен, которые напевает ему бабушка. Специально для нас он написал совершенно очаровательный и волнующий вальс. Мы обязательно сделаем под этот вальс новый ледовый номер. Надеюсь, что он понравится нашим зрителям - мы ведь продолжаем выступать, и на нас, знаете ли, люди с удовольствием продолжают ходить...
А разве кто-нибудь в этом сомневается?