АКТИВНОСТЬ федеральной власти накануне чеченского референдума достигла апогея. Беспрецедентный случай: этой серьезной, но, в общем-то, региональной проблеме президент посвятил специальное телеобращение:
"Начавшийся в 1991 году конституционный процесс был насильственно прерван, и это стало исходной точкой чеченской трагедии. Тогда, после разгона Верховного Совета Чечено-Ингушетии, в республике возникла ситуация, по сути, и приведшая к гражданской войне. А впоследствии к многолетнему вооруженному конфликту", - отметил В. Путин.
"Референдум - важнейший шаг в борьбе с разрухой. И шаг к порядку. Я убежден, что Конституция, принятая народом, - основа политического урегулирования в Чечне", - сказал президент.
"Вы знаете: проведению референдума много раз пытались и пытаются помешать. В Чечне все еще продолжаются провокации и теракты. Людей пытаются запугать. Но только сам народ вправе решать свою судьбу, вправе принять свою Конституцию.
Конституция даст народу Чечни возможность самостоятельно налаживать свою жизнь. И реализовать ту самую широкую автономию в составе России, о которой сейчас так много говорят. Для этой же цели будет совместно подготовлен и заключен специальный договор между Федерацией и республикой".
По мнению В. Путина, "мы должны добиться того, чтобы граждане России - жители Чечни - перестали жить в страхе. Перестали бояться ночного стука в дверь и прятаться от так называемых зачисток. У народа Чечни должна быть достойная человеческая жизнь".
Как сказал глава государства, "особой нашей заботой остается восстановление экономики. Мы понимаем: для скорейшего выхода из разрухи республике нужно оказать максимальную помощь и поддержку.
Чечня действительно находится в особых условиях - условиях восстановления. И поэтому важно как можно скорее возродить здесь жизненно важные для людей производства. Для этого нужно помочь тем предприятиям, которые непосредственно производят продукты питания, товары первой необходимости и строительные материалы.
- ЗНАЮ, - сказал президент, - что в этой связи есть серьезные вопросы и к федеральному правительству, и к республиканской администрации. Многие проблемы в ходе восстановительных работ возникают из-за бюрократизма и коррупции. Я уже говорил, что референдум откроет дорогу к образованию новых органов власти. И одна из важнейших задач - это контроль за расходованием выделяемых из бюджета денег.
Однако хотел бы здесь добавить: без активного участия в восстановлении самих чеченцев, без их настроя на реальную работу ощутимых результатов не будет.
Нам необходимо также наладить и грамотное использование богатых природных запасов Чечни и особенно уникальной чеченской нефти.
Повседневная жизнь людей, - как отметил президент В. Путин, - это сегодня главная забота власти. Люди в Чечне, как и во всей России, должны иметь возможность нормально жить, отдыхать, лечиться, растить и учить своих детей.
Похоже, что преодолевать последствия разрухи в первую очередь придется самим чеченцам. А для начала новым руководителям республики будет передан контроль над силовыми акциями, за исключением чисто военных. Поток командированных из остальной России людей в погонах уменьшится. Меньше станет и женских слез - жен и матерей омоновцев, следователей, прокуроров, контрактников, пострадавших на Кавказе.
Завершающей фазе референдума - голосованию - предшествовали значительные чиновничьи усилия. Очень важным в этом плане можно считать визит в Грозный двух крупнейших кремлевских чиновников. Сначала туда поехал замглавы администрации В. Сурков - на встречу с чеченскими старейшинами. Предполагалось, что он должен был встретиться с главами районных администраций. Но большинство из них оказались вне пределов республики. То ли по причине обеспечения собственной безопасности, то ли по какой-то иной. Следующим в Чечню приехал сам А. Волошин. Говорят, он был настроен далеко не оптимистично. Но в его задачу в том числе входила и подготовка к приезду в республику Президента России. Накануне референдума такая поездка могла бы сыграть едва ли не решающую роль в его положительном исходе.
Но после убийства в Сербии премьер-министра Джинджича этот визит, по мнению наших спецслужб, не очень желателен. Хотя, зная характер В. Путина, можно предположить, что он все же состоится. Разумеется, если визит действительно планировался.
Масла в огонь вокруг ситуации в республике подлил ближайший сподвижник канцлера ФРГ Г. Шредера - Р. Биндиг. Он предложил учредить трибунал "Кавказ" для расследования военных преступлений в Чечне. Естественно, это стало настораживающим фактором для наших военных. Так что в день проведения референдума едва ли следует ожидать каких-либо неосторожных поступков с их стороны. Кому охота оказаться под трибуналом, да еще и международным? Югославия в этом смысле - очень показательный пример.
Между тем, как сказал в своем обращении В. Путин, "принятие Конституции - это тот самый момент, когда народ Чечни берет собственную судьбу в свои руки".