Примерное время чтения: 5 минут
219

"Бомжи" в погонах. Получат ли лейтенанты к пенсии свой угол?

...ГВАРДИИ майор ВДВ Рустам Валеев к своим тридцати пяти годам собственной квартиры так и не получил. Вместе с женой и двумя маленькими дочерьми он ютился в снятой за 150 долларов двенадцатиметровой комнатушке на окраине Омска. Суровая армейская жизнь, побросавшая офицера-десантника по дальним гарнизонам, научила его не обращать внимания на бытовые трудности. Правда, все чаще они с женой, глядя на подрастающих дочерей, стали задумываться о собственном жилье. Вскоре семье Валеевых, как они посчитали сами, улыбнулось счастье - за предстоящую командировку в Чечню офицеру обещали квартиру...

Кому положена квартира?

КВАРТИРНАЯ тема больная и самая острая в нашем обществе. Еще острее она в армии. Ежегодно военные институты и университеты выпускают около 100 тысяч офицеров. Все они начинают свою службу в богом забытых уголках огромной России.

По прибытии лейтенанты, согласно требованию закона, обязаны быть обеспечены служебным жильем. Так ему обещают в стенах военного вуза. В жизни все намного прозаичнее. Квартиры в военном городке давно заняты, в том числе и теми офицерами, кто убыл в командировку в "горячую точку", или же теми, кто уволился в запас. Не лучше обстоит дело и с офицерским общежитием. Трое-четверо холостяков живут в одной комнате, а в соседней обитает молодая семья с детьми. В итоге молодой офицер решается уйти в город и снять там комнату. В небольших городках цена такого уюта колеблется от 1500 до 3000 рублей в месяц, в крупных - от 200 до 400 долларов США. А что делать - по закону лейтенантик может встать в очередь по месту службы, лишь прослужив в должности офицера пять лет. Причем первоочередниками в огромной очереди могут быть участники боевых действий в "горячих точках", инвалиды, Герои России. В среднем по стране очередь в военных частях движется достаточно медленно, до 3-4 квартир в год.

Недовольно затянувшимися темпами строительства жилья для офицеров и руководство Министерства обороны РФ. Буксующая реформа Вооруженных сил показывает, что, пока все мысли офицера заняты мизерным денежным содержанием и отсутствием своего жилья, говорить о возрождении престижа человека в погонах очень рано. Приоритетным направлением должно стать обеспечение квартирами всех нуждающихся офицеров. Только в Министерстве обороны РФ очередников свыше 150 000. А к 2010 году вместе с увольняемыми эта очередь составит почти полмиллиона человек. И только после этого можно говорить о жилье для солдат и сержантов, проходящих службу по контракту. Которые, к слову, могут три-пять лет спокойно прожить и в казарме или общежитии на территории части.

Мой адрес не дом и не улица...

НО в России всегда привыкли бежать "впереди паровоза". Вот и на этот раз в Москве было решено осчастливить в первую очередь не офицеров, а рядовых. Слово, как и положено в армии, было расценено как приказ. Мгновенно провели необходимые расчеты.

Государственные деньги собирали по крупицам отовсюду. Ради десантников - "первопроходцев" 76-й воздушно-десантной дивизии было решено отказаться от подобных экспериментов в других частях. Каждому женатому псковскому контрактнику обещали отдельную квартиру. Холостякам - однокомнатную на двоих, двухкомнатную - на четверых, трехкомнатную - на 6 человек. Отслужив 10 лет, контрактник и вовсе мог стать собственником жилья. В Москве думали, что в таких условиях от желающих служить теперь не будет отбоя. Но, увы, первыми контрактниками стали... бесквартирные, которые мечтали получить жилье и... сразу же уволиться в запас.

В этом году псковским десантникам должны были передать 2170 квартир. Так первоначально задумывали строители. Но, во-первых, денег оказалось намного меньше, чем было запланировано, во-вторых, Москва приказала экономить даже эти крохи. В итоге три уже готовых для фундамента котлована были засыпаны, а оставшиеся пять домов даже теоретически не могли вместить всех желающих.

Эксперимент "забуксовал". Чтобы он окончательно не заглох, было принято решение - женатым выделить квартиры, холостых оставить в казармах. Сразу же после этого 47 солдат-контрактников написали рапорты на увольнение...

Если со строительством жилья такая проблема в экспериментальной дивизии, то говорить о жилищных проблемах обычного гарнизона - дело пустое. К примеру, в одной лишь 2-й общевойсковой армии, которая дислоцируется в Приволжско-Уральском военном округе, не имеют собственной квартиры 1223 офицера и прапорщика, причем часть из них стоят в очереди больше 10 лет. По мнению командования, необходимо ежегодно строить около 1000 квартир.

Огромная проблема с жильем и в так называемых "закрытых военных городках". К примеру, в Рощинском и Тоцком гарнизонах, где стоят части постоянной боевой готовности, около 50% квартир заняты жильцами, не имеющими отношения к Минобороны или давно уволившимися в запас. В итоге более 500 семей военнослужащих вынуждены снимать за немалые деньги угол в 5 - 10 километрах от части.

Похожая картина, к сожалению, даже в знаменитой 201-й дивизии, которая дислоцируется в Таджикистане. В условиях "горячей точки" 1568 офицерам и контрактникам приходится снимать жилье в городе.

...Гвардии майор Рустам Валеев погиб в Чечне за неделю до Нового года. Во время проведения спецоперации, закрыв товарищей собственным телом от осколков фугаса. Уже посмертно он был награжден орденом Мужества. Вдове командир части вручил ключи от обещанной долгожданной двушки...


30% молодых офицеров едут к новому месту службы с молодой женой и ребенком.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно