ПОСЛЕ стремительного падения иракского режима в мире наступило некоторое замешательство.
НЕ ИСКЛЮЧЕНО, что в течение ближайших месяцев мы можем стать свидетелями зачистки войсками США Сирии и Ливана. При этом Сирия - последний оплот России на Ближнем Востоке. Там находится наша военная база, туда мы продаем оружие. Наши потенциальные потери от возможной операции в Сирии могут составить до 20 млрд. долл. Слабым утешением является то, что еще больше потеряют французы. Сирия - их бывший протекторат. Там даже второй язык - французский. Так что акция США против Сирии будет похожа на пощечину Парижу.
Достанется и Ливану, где находятся базы подготовки супертеррористов "Хезболлы". Едва ли американцы не поддадутся искушению разрешить кровоточащую ближневосточную проблему. Во всяком случае, мир между Израилем и Палестиной будет наконец достигнут. Лишенные денежной поддержки Ирака, Саудовской Аравии палестинцы станут сговорчивее, и на карте наконец появится их независимое государство.
А ведь еще совсем недавно некие эксперты докладывали российскому руководству, что войска коалиции увязнут в иракских песках. Они мечтали даже о миротворческой миссии России в качестве посредника между США и иракцами для достойного окончания войны.
А пока момент для американцев самый подходящий. Все арабские страны фактически деморализованы после падения Ирака. Шантаж со стороны нефтедобывающих стран высокой ценой на нефть уходит в прошлое.
Похоже, начинается новый экономический передел мира. Прежде всего в области энергетики. ОПЕК - организация, диктующая уровень цен на нефть, - скорее всего распадется. Нефтяного голода на мировом рынке больше не будет.
В этой ситуации России тоже придется пересмотреть свой статус сырьевой державы. Пора делать ставку на модернизацию производства, высокие технологии и науку. А для этого - ускорить реформы в важнейших сферах нашей жизни. Другого выбора у нас нет: нефтяная игла становится опасной.