ПОНАДОБИЛИСЬ события 11 сентября 2001 г., чтобы в США наконец осознали, что корни исламского терроризма и антиамериканизма лежат в нерешенности арабо-израильского конфликта.
ЧТОБЫ лишить эти корни питательной среды, американцы развязали войну сначала против Афганистана, а затем Ирака. Главный предлог - ядерная угроза, якобы исходившая от режима Саддама Хусейна. "Если бы у Ирака действительно было атомное оружие, войска коалиции вряд ли туда бы сунулись, - сказал в беседе с корреспондентом "АиФ" высокопоставленный арабский дипломат. - Ведь в этом случае потери англо-американских войск были бы огромны".
"Разобравшись" с талибами и Саддамом Хусейном, США еще в ходе иракской войны начали оказывать давление и на другие страны Ближнего и Среднего Востока, где, как они считают, исламские террористы пользуются поддержкой.
Главными объектами давления стали прежде всего Сирия и Иран. США утверждают, что Сирия и Иран поддерживают исламские организации "Хамас" и "Хезболла", которые в Америке считают террористическими, и угрожают применить против этих стран военные санкции.
Для Сирии такие угрозы звучали убедительно. Позиции молодого сирийского президента Башара Асада достаточно уязвимы: экономика страны находится в тяжелом состоянии, давно назревшие реформы никак не сдвинутся с мертвой точки, Израиль по-прежнему оккупирует Голанские высоты, принадлежащие Сирии, что отвлекает на военные расходы половину бюджета.
В свете всего этого Дамаску пришлось уступить. "Неизвестно, на какие конкретно уступки пошла Сирия, но США эти уступки удовлетворили, и они оставили Дамаск в покое. По крайней мере пока", - сказал мне в частной беседе арабский дипломат.
Иран пока тверд. "Заставить нас изменить свою политику в арабо-израильском конфликте - мечта администрации США", - заявил в беседе с корреспондентом "АиФ" посол Ирана в РФ Голамреза Шафеи.
Сегодня Иран - мощнейшее государство на стыке Ближнего Востока, Центральной Азии и Персидского залива, и США до сих пор не могут успокоиться от потери этой страны в результате антишахской революции 1979 г. "Вернуть Иран в свою орбиту - одна из важнейших задач американской внешней политики, - считает директор Международного центра стратегических и политических исследований Виталий Наумкин. - Однако в ближайшей перспективе США вряд ли предпримут против Ирана какие-либо военные действия. Стратегия США - не оставлять Иран в покое и все время мешать тем, кто хочет иметь с ним нормальные отношения. Американцы будут давить на всех, кто хочет спокойно сотрудничать с Ираном, будь то Европа, Россия или Китай".
В давлении на Иран США используют все тот же вопрос о ядерном оружии, которое якобы эта страна производит или стремится производить, используя отходы плутония на атомной станции в Бушере.
О том, что США своими обвинениями преследуют совершенно другие, не связанные с ядерной безопасностью цели, свидетельствует их "спокойное" отношение к по-явлению ядерного оружия в Израиле, Индии, а с недавних пор и в Пакистане - стране гораздо менее стабильной, чем Иран. В Пакистане действительно существует угроза захвата ракет с атомными боеголовками террористами "Аль-Каиды", нашедшими приют в Пакистане. Но пока в Исламабаде правит режим, лояльный США, пришедший к власти не без помощи своих и иностранных спецслужб, в Вашингтоне о пакистанской атомной угрозе предпочитают не думать и в список потенциально опасных для мира стран не ставить.
Что же касается других претендентов, "номинирующихся" на право подвергнуться американской агрессии, то среди них чаще всего называют Северную Корею и Кубу. Но и эти страны вряд ли подвергнутся военному нападению со стороны США в ближайшем будущем. Американцам надо сначала разобраться с арабо-израильским конфликтом, а теперь уже и с Ираком, который чем дальше, тем больше приносит хлопот администрации Буша. И пока иракская авантюра не закончится, США вряд ли начнут новую.