С 29 АПРЕЛЯ действуют квоты на ввоз в Россию импортного мяса. В первую очередь ограничения касаются "ножек Буша". В нашу страну их завозится ежемесячно около 100 тыс. тонн. Одновременно американский конгресс затормозил отмену поправки Джексона - Вэника. Похоже, в отношениях России и США опять замаячил призрак куриной войны. Так ли это?
Прошлогодняя попытка правительства ограничить ввоз в Россию "ножек Буша" имела не столько политическую, сколько экономическую подоплеку.
Дело в том, что на тот момент в стране произошло затоваривание куриного рынка. Чтобы его расчистить, крупные компании-импортеры пролоббировали в Минсельхозе временный ветеринарный запрет. Тайм-аут в 1,5 месяца позволил им раскидать скопившиеся запасы. А заодно избавиться от конкурентов, закупающих импортную курятину небольшими партиями. На тот момент их насчитывалось порядка 900. За полтора месяца, пока действовал санитарный запрет, большинство мелких импортеров разорились. Это привело к захвату рынка тремя фирмами. Остался доволен и Минсельхоз, взявший под жесткий контроль рынок импортной курятины.
Желание контролировать рынок курятины и стремление на нем доминировать подстегнуло три крупнейшие компании придумать новые схемы ввоза окорочков. Взяв в союзники Минсельхоз, они создали ассоциацию операторов рынка российского мяса птицы. Ее президентом стал бывший вице-премьер Ю. Маслюков, а исполнительным директором - бывший заместитель руководителя его секретариата в правительстве А. Суриков. Оба связаны близкими отношениями с секретариатом М. Касьянова.
Согласно новым правилам всем импортерам выдаются лицензии на определенное количество ввозимого в страну мяса. Квоты пропорциональны объемам продукции, ввезенной компаниями за последние 3 года. В результате в выигрыше оказываются все те же 3 компании-лидеры, которые не только сохранили свою долю на рынке, но и резко ее увеличили.
Однако дефицит импортной курятины нам пока не грозит. В преддверии введения квот отечественные "куровозы" - так на профессиональном сленге называют импортеров мяса птицы - завезли в Россию примерно в полтора раза больше товара, чем обычно. По некоторым данным, сейчас в их холодильниках припасено более 400 тысяч тонн импортной курятины.