Примерное время чтения: 5 минут
107

Оборонка: падение на фоне успехов

ПРИНЯТО считать, что Россия может богатеть только тем, что дано природой. Раньше, мол, торговала пенькой и лесом, теперь еще нефтью и цветными металлами. Между тем наша страна уже второй год в мировых лидерах по экспорту самого высокотехнологичного, самого наукоемкого товара - вооружения и стала зарабатывать.

РОССИЯ действительно вернула себе первое место по экспорту вооружений. Только в прошлом году на нем заработали, по разным оценкам, от 5 до 6 млрд. долларов. (Для сравнения - США не наторговали и на 4 млрд.)

Лет десять назад нельзя было и представить, что наши умирающие оборонные заводы на такое способны.

Казалось бы, заработанные миллиарды долларов могли бы если не полностью оздоровить, то хотя бы реанимировать ВПК. Но буквально на днях генерал армии Андрей Николаев, председатель Комитета Госдумы по обороне, заявил: "Кризис и массовое банкротство предприятий оборонного комплекса не позволяют решить проблемы военных реформ и обеспечить требуемый уровень обороноспособности России. Вооруженные силы в таком состоянии, что можно сказать: мы уже потерпели поражение. Что за армия без современного промышленного производства..."

За годы реформ российский ВПК стал в 10 раз меньше выпускать оружия.

Бедная армия

КУДА же в таком случае идет прибыль от контрактов? Гендиректор РСК "МиГ" Николай Никитин заявляет, что примерно десятая часть экспортной выручки направляется на новые разработки. В мае 1996 года генконструктор КБ "Сухой" М. Симонов просил на это у президента 10-12%...

То же КБ за последние 6 лет на внешние рынки поставило более 160 новых истребителей "Су" - в Китай, Вьетнам, Индию. За них получено не менее 5 млрд. долларов...

Однако не все оборонные предприятия вкладывают деньги в разработку новой техники для Российской армии: клиент-то бедный. Средства в основном тратятся на технику, в которой заинтересован международный рынок. Поэтому серийные запуски новых видов вооружений внутри страны почти отсутствуют.

Руководство Минобороны неоднократно просило направить определенную долю прибыли, 200-300 млн. долларов в год, на переоснащение армии новой техникой. Но статья 2 закона "О государственном оборонном заказе" не позволяет делать этого напрямую. В результате новой боевой техники в Вооруженных силах РФ 30% вместо принятых в мировой практике 60%. Износ авиапарка - 80%... Все потому, что зарубежные заказчики расплачиваются хрустящими долларами, а у нашего Министерства обороны и затертые рубли не всегда в наличии. Еще один парадокс - вооружаем чужие армии. Скоро начнем их кормить?

ВПК - должник

В СТРАНЕ 1520 оборонных предприятий. Государство должно им более 35 млрд. руб., или по 13-15 тыс. руб. каждому работнику. Позволить себе роскошь вкладывать деньги в развитие могут только рентабельные предприятия, стоящие на ногах за счет экспорта. А их от силы 15% - КБМ (Коломна), Балтийский завод и "Северная верфь" (Санкт-Петербург), "Алмаз-Антей" (Москва), авиапредприятия ИАПО и КиААПО...

По словам гендиректора ИАПО Алексея Федорова, предприятия эти не купаются в роскоши. Валютная выручка лишь обеспечивает нормальную производственную деятельность и позволяет выплачивать государству немалые налоги.

Пока оборонка выживает целиком и полностью за счет старого, советского задела. Как сказал зампредседателя Комитета Госдумы по промышленности и наукоемким технологиям Г. Костин: "Разрушают его и никак не могут разрушить; разворовывают и растаскивают - никак до дна сундука не доберутся". Но рано или поздно и этот резерв будет исчерпан, кому новое-то изобретать?

Черный передел

ТЕМ не менее контроль государства за оборонкой ослабевает. Резко сокращен список важнейших для страны предприятий, не подлежащих приватизации. Для военно-промышленного комплекса, еще недавно являвшегося целиком и полностью государственным, наступила эра передела с сопутствующими ему темными делами - от махинаций с акциями и спровоцированных банкротств до заказных убийств.

Два недавних убийства, где жертвами стали руководители предприятий ВПК, газеты дружно окрестили "оборонным заказом". В один и тот же день в Москве от пуль киллера погиб и. о. гендиректора концерна "Алмаз-Антей" Игорь Климов, а в Серпухове - заместитель гендиректора одного из входящих в состав концерна предприятий Сергей Щетко. Милиция, как обычно, рассматривает и бытовые версии, но такое совпадение заставляет задуматься. Климов вот-вот должен был стать не и. о., а просто гендиректором концерна, а Щетко - не замом, а директором предприятия, которое как раз недавно заключило с Китаем контракт на поставку ракетных комплексов на 70 млн. долларов.

Похоже, это только начало бандитских войн за российский ВПК. Производство вооружений уходит в частные руки. Насколько чисты эти руки - большой вопрос, который почему-то не всегда заботит продавцов госсобственности. Заводы, производящие управляемые снаряды, ручные пулеметы, взрыватели, постепенно попадают, по некоторым сведениям, под контроль криминальных авторитетов. Шепотом говорят, что чеченских.

Зная историю нефтяного и алюминиевого переделов, легко предсказать, как в конце концов закончится этот передел. Несколько человек станут каждый год класть себе в карман десятки миллиардов... А потом вместо вложений в разработку новой техники купят футбольный клуб. Опыт уже есть.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно