ЧЕМ ближе выборы, тем чаще к нам в дома наведываются с вопросами. А как ты живешь, мил-человек? Любишь ли президента, премьера? Доволен ли жизнью? И, конечно, самое главное: а пойдешь ли голосовать? Ответы выстраиваются в таблицы, графики... подаются "наверх". Изучаются в Кремле, в правительстве, в Госдуме.
ВЫВОДЫ последних исследований, как сказал бы телеклоун Хрюн Моржов, - "внушают". Конечно, живется нелегко. Но вот народ вроде бы повеселел, а кое-где начал активнее рожать и петь песни. "Стремительно растет число тех, кому за последние пять лет обстановка в стране представляется благополучной", - утверждают ученые из Института комплексных социальных исследований.
Не доверять уважаемому институту нет оснований. Но, судя по почте, которая приходит из российской глубинки в "АиФ", оптимизм кажется преждевременным. Социологи часто спрашивают об одном, а у печки, у обшарпанного подъезда, в душной электричке люди задают себе совсем другие вопросы и дают другие ответы.
У кого чешется "гондурас"?
В ЭТОЙ связи вспоминаются "рапорты об успехах" советских времен. Из докладов наверх для тогдашнего советского руководства выходило, что "простого человека" восхищала кубинская революция, тревожили бесчинства диктатора Пиночета, "происки сионистов". А на самом деле всех нас интересовало другое: уродятся ли в огороде огурцы и помидоры, где купить зимние сапоги, куда пропало сливочное масло? Мы ругали власть за очереди, а она думала, что нас "тревожит Гондурас". Так и обманывали друг друга до 1991 года.
История, похоже, повторяется. Сегодня социологи замеряют наш "пульс" по оценкам "Единой России", В. Путина, М. Ходорковского. Спрашивают про Чечню, про реформу ЖКХ и о "соотношении сторонников и противников демократии". Все это, конечно, нужно. Особенно перед выборами. Но, судя по редакционной почте, население и в новую эпоху волнуют более приземленные проблемы.
Вот Екатерина Семеновна Маркова написала из дер. Демчино: "По радио все время говорят про Чечню и о бандитах. А я каждый день поднимаюсь утром с одним и тем же страхом: не утащили ли пьяницы посеянный лук? Одну грядку уже смели. А милиция приезжать не хочет. В прошлом году огороды караулили с соседями по очереди. А теперь соседи уехали на заработки, дома забили и караулить не с кем..."
Николай Зимин из-под Коврова пишет: "Говорят, что мы богатая страна. А у нас в пригороде нет ни канализации, ни отопления. Мне уже 68, и сколько помню себя, обещают провести газ. Обещали при Брежневе, при Ельцине и сейчас. Доживу ли?"
Сомневаться есть отчего. О реформах и демократии говорят уже почти 20 лет. Только вот в деревне, в малых городах конкретных изменений к лучшему почти не видно. Но и в столице не всем сладко.
Москвичка Ольга Величко пишет: "Ввели у нас на автобусы турникет. Говорят, что прогрессивно, что это против "зайцев". Я, бывшая учительница, к своему стыду, несколько лет ездила зайцем. А что делать, если приходится экономить даже на автобусе? Кому должно быть стыдно? Мне или власти, которая делает из нас "зайцев"?"
Из другой жизни
СОЦИОЛОГИ бьют тревогу по поводу "кризиса партийной системы", предупреждают, что доверие к партиям падает. По последним опросам, "партийцам" доверяют около 6% населения. Аналитики пытаются понять, почему люди, которые 10 лет назад готовы были идти на баррикады для защиты демократии, сегодня в демократию не верят. Почему не верят лидерам партий и проявляют некое безразличие к "новым политикам" - Грызлову, Миронову, др. Может быть, потому, что те без оглядки на Кремль не могут и слова сказать? Вот и в конфликте с крупным бизнесом все новички ждут, что скажет президент. И получается, что "на действительной службе" у нас только он, а не система власти. Но она по Конституции должна защищать рыночную экономику!
В опросах населения это молчание отразилось так: 78% считают, что нынешняя российская демократия - обман. Что после приватизации экономики произошла "приватизация власти узкой верхушкой". Именно такую трактовку дают оппозиция и часть силовиков. Вот социологи и попались, хотя знают, что в реальной жизни этот изъян нашей демократии воспринимается проще. Хотя и с царапающей сердце болью. Больше заедает быт, а не далекие олигархи.
"Племянник приехал на каникулы и привез из города газету, - пишет Сергей Быстров из-под Брянска. - Прочитал там про реформу ЖКХ. А у нас в поселке никакого ЖКХ не было и нет. После того как от нас ушла воинская часть, дорогу перестали чистить. Теперь до города добираемся кружным путем. Неужели нужно писать Путину?"
За что голосовать?
В ПОСЛЕДНИЕ два-три года в российской политике появился новый феномен: полное размывание программ и лозунгов. Левые, правые, центристы, даже "партия жизни" тащат друг у друга лозунги и покушаются на чужой электорат. В сущности, и коммунисты, и либералы, и центристы слились в единую "партию власти". Партийные программы перестают иметь значение. А о реформах говорят годами. Социологи называют это "кризисом центризма". Народ говорит проще - не верим никому!
"Я перестал читать статьи, где говорится о военной реформе, - пишет полковник в отставке Николай Митяев. - Что толку от этих разговоров, если дедовщина в армии как была, так и есть. Генералы как воровали, так и воруют, а призывники бегут от военкомов".
Вот и выходит, по народной социологии, что на предстоящих выборах люди будут голосовать не за программы и партии, а опять "сердцем". То есть за "лицо", которое им больше приглянется. А оно может быть и свирепым.