190

Сезон охоты за голосами

У ПОВОРОТА на подмосковный погост нас встретил задумчивый Жириновский. Выглядел он ужасно: лицо в подозрительных пятнах, испачканная рубашка... Нет, это был не оживший труп. Это плохо проклеенный рекламный щит ЛДПР. "Мы за бедных, мы за русских!" - гласила надпись рядом с телом вождя. А кто против - тому, наверное, скатертью дорога на кладбище.

ЗАДОЛГО до официального старта кампании по выборам в Думу многие российские партии разразились мощной агиткампанией. В крупных городах, как грибы после дождя, плодятся рекламные щиты. На ТВ мелькают партийные ролики. Всему виной новый избирательный закон: с 7 сентября Центризбирком получит право отслеживать политрекламу - ее содержание и источники финансирования. А пока гуляй, братва! И братва разгулялась.

Ну что, брат Пушкин?

"РОЛИКИ партий очень поверхностны. Одни похожи на рекламу шампуня или прокладок, другие высокопарны, третьи пытаются выдавить слезу или умилить, используя детские образы", - говорит руководитель ИАЦ "Новоком" Алексей Кошмаров.

"Партия власти" "Единая Россия" решила закосить под партию всех россиян. В ее клипах, как в рекламе порошка или яблочного сока, говорят как бы случайно оказавшиеся перед камерой "простые люди" - доярка, домохозяйка, сельский священник, офицер... Но этого рекламщикам показалось мало. В агитаторы они, не смущаясь, записали плеяду великих покойников. На билбордах "ЕР" за партию агитируют два Петра - Первый и Столыпин, два поэта - Есенин и Пушкин. Видимо, авторы долго рылись в собрании сочинений Александра Сергеевича, пока нашли в его письмах Чаадаеву подходящие строки: "Пробуждение РОССИИ, ее движение к ЕДИНСТВУ (выделено партией. - Ред.) - неужели в этом не вся ее история?"

- "ЕР", наверное, мечтала бы видеть в своих рядах самих Петра Первого и Пушкина. Но щиты с их высказываниями малопривлекательны, - считает известный пиарщик, бывший зам. главы аппарата Белого дома Алексей Волин. - К тому же можно вспомнить, что на выборах 1993 г. "Выбор России" тоже использовал образ Петра и с треском проиграл ЛДПР.

Друга всех крестьян Столыпина могла бы присвоить и Аграрная партия, но опоздала. Пришлось спуститься на грешную землю в поисках образа. И теперь на щитах АПР томится грудастая блондинка. Чего или кого она ждет посреди хлебного поля, каждый волен додумать сам.

Беременные от СПС

ЕСЛИ агропартийная девушка еще тоскует в бескрайних хлебах, то поклонницы СПС свое уже получили. Девиз партии - "Любите! Чтобы мы остались на планете". Сказали бы уж честно: "...чтобы мы остались в Думе". Рядом со слоганом - три подруги на сносях. "При виде этого щита возникает один вопрос, - комментирует А. Волин, - какую роль лидеры партии отводят себе в этом процессе? Беременность - это достижение СПС или здесь уже поработали без них?"

- СПС исходит из принципа "всем сестрам по серьгам", - говорит Дмитрий Орлов, эксперт Центра политических технологий. - "Малый бизнес не должен крутиться как белка в колесе", "призывники должны идти в контрактную армию", "в ЖКХ нужна конкуренция"... Партия пытается объять необъятное, а это невозможно.

А по мнению руководителя агентства "Р.И.М. Портер Новелле" Игоря Писарского, "видно, что реклама СПС по крайней мере сделана профессионалами. Она выделяет какую-то проблему, важную для избирателей, и начинает по ней "бить".

Клубнички захотелось?

НАРОДНАЯ партия г-на Райкова изображает из себя что-то вроде ОБХСС. "Не дадим растащить Родину!" - и чья-то могучая рука на плакате сбрасывает с карты страны облепивших ее то ли олигархов, то ли чиновников. На другом щите надпись "Народный контроль" и рисунок - от луча огромного фонаря разбегаются в темноту продажные бюрократы.

Выполненная в стиле советского агитпропа, реклама народников столь же однообразна, сколь и обращенные в современность изыски Партии жизни С. Миронова. Вот малыш норовит поцеловать девочку - подпись: "Это жизнь". Вот семейная идиллия - мама, папа и тот же карапуз, подпись: "За жизнь". Вот девица лежит на травке, подложив под голову стопку книжек, - "За знания". А вот деревенская бабуля на фоне мешка картошки - "За труд".

- Это не предвыборная, а алкогольная кампания, - замечает директор Независимого института выборных технологий Николай Кузнецов. - Когда пьянка идет третьи сутки и уже сказаны все тосты, люди начинают пить за жизнь, за детство, за труд...

- Был такой анекдот. Грузин говорит: "Думал, что "За совращение несовершеннолетних" - это тост, а оказалось - статья", - рассказывает И. Писарский. - Мне кажется, что своими тостами партия добьется не того эффекта, на который рассчитывает. К тому же по исполнению - цвет, шрифты - их реклама ничем не отличается от коммерческой. Да и со словами "Это жизнь" можно с одинаковым успехом продвигать новую марку телевизора или новое молоко.

Но самой двусмысленной телерекламой ПЖ стала спелая клубника на черном фоне. Уж не покажут ли нам ближе к выборам настоящую "клубничку" с участием партийных лидеров?

Знать, где вешать

- НАРУЖНАЯ реклама несет очень примитивную нагрузку, - говорит политтехнолог Антон Суриков. - Ее цель - просто привлечь внимание к партии или кандидату, сделать их узнаваемыми. А еще это удобное прикрытие для того, чтобы в короткий срок изъять приличное количество денег из партийной кассы.

Действительно, никто не подсчитает, сколько рекламных щитов было изготовлено и как долго они провисели. К слову, месяц аренды одного рекламного щита в Москве обойдется в 3-5 тыс. долларов. Плюс расходы на разработку - до 50 тыс. Но это капля в море всех предвыборных расходов крупной партии, которые, по разным оценкам, составят от 50 до 200 млн. долл.

Вот и стараются партийцы показать начальству, что инвестиции пошли в дело. Знаете, что прежде всего видят президент и кремлевские чиновники, когда возвращаются в столицу из командировок? Дорога из аэропорта "Внуково-2" буквально утыкана щитами Народной партии, Партии жизни, Партии возрождения России.

- Их вешают в основном вдоль правительственных трасс, чтобы отчитаться перед начальством: мол, деньги освоены, - говорит Н. Кузнецов. - Это не ново: когда на прошлых выборах я приехал в Воронеж, щиты "Единства" висели только на вокзале, куда приходит поезд из Москвы. На что идут основные рекламные деньги, знают очень немногие.

То ли еще будет

КАМПАНИЯ 1999 г. запомнилась как очень грязная. Нынешняя, как отмечают эксперты, пока обходится почти без негатива. Но хватит ли у политиков выдержки, чтобы довести эту линию до конца? Сейчас все рассказывают о том, какие они хорошие. Ближе к декабрю мы можем услышать, какие все остальные плохие.

...На трассе Москва - Киев спикер Госдумы Г. Селезнев, в светлом костюме, при галстуке, умасливает с плаката автомобилистов: "Мы заставим государство быть справедливым". Чуть дальше тот же Селезнев, уже в темном костюме, взывает: "Лучшее сохраним, хорошее построим!" Чуть дальше... нет, уже не Селезнев - гигантская сияющая ванна и надпись: "Не отвлекайся на мелочи, выбирай главное".

Не забудьте как следует помыться после выборов, господа партийцы!

Смотрите также:

Также вам может быть интересно