НА МЕЖДУНАРОДНОМ авиакосмическом салоне МАКС-2003, прошедшем в подмосковном городе Жуковский, в воздухе носились "Стрижи" и "Русские витязи". По летному полю бегали толпы китайцев в форме и в штатском с глазами, прилипшими к видоискателям фото- и видеокамер. Россия продавала свою авиатехнику на высшем международном уровне.
В ЭТОМ году МАКС оказался самым представительным: 485 российских фирм, 137 иностранных... Американцы впервые выставили в России самолет КС-135 из 351-й эскадрильи топливозаправщиков, транспортный "Геркулес" и два истребителя: F-15 и F-16. Здоровенный стратегический бомбардировщик В-52, прилетевший с авиабазы Рамштейн (Германия), садился на глазах почтеннейшей публики при помощи большого желтого парашюта. Подходившие к "бомберу" российские летчики уважительно цокали языками, выделывая при этом понятные только в узких авиационных кругах сложные пассы руками. Видимо, спорили, с какого ракурса лучше заходить этому монстру в хвост. Американская охрана не возражала.
Открывал выставку пассажирский Ил-96-400 (последняя цифра - число мест на борту), под могучим брюхом которого располагался вход. А в конце - почти в трех километрах - экспозицию заканчивал не менее внушительный Ту-204-300. Между ними располагалось две сотни самых разнообразных летательных аппаратов, начиная от дальнего российского бомбардировщика Ту-160 и кончая совсем игрушечными бизнес-вертолетиками Казанского завода. Неизменное внимание публики привлекали ощетинившиеся всякими "нурсами" и "птурсами" боевые вертолеты, разработанные в КБ Камова и Миля. Например, лакированный Ка-52 "Аллигатор", наглядно демонстрирующий преимущества черного вертолета перед черным "Мерседесом".
Истребительную и штурмовую авиацию представляли в основном машины, созданные на базе давно известных МиГ-29, Су-27 и Су-25. Это заметил и приехавший на авиасалон министр финансов
А. Кудрин: "До сего дня наша авиакосмическая индустрия развивалась на основе того, что было сделано в Советском Союзе. Теперь пришло время нарабатывать задел для будущего. Все предпосылки к этому есть". Похоже, примерно таких слов авиастроители и летчики ждали от властей последние 10 лет.
Рядом с экспозицией того, что летает, устроилась небольшая по площади, но внушительная выставка радаров и ракет класса "земля - воздух". Представители средств ПВО держались несколько особняком, как бы желая сказать военно-воздушным силам: "Летайте-летайте. Долетаетесь". Вообще, все объекты МАКСа были расположены очень грамотно. Например, воздушную акробатику пилотажных групп можно было наблюдать даже из полевого туалета. Причем без отрыва от основного процесса. "Русские витязи" и "Стрижи" (а кроме них выступали итальянцы из "Фречче триколори" и французы из "Патруль де Франс") оказались на высоте, хотя, казалось, летали над самыми головами.
Кстати, о полетах. Это не только красивое, но и весьма полезное зрелище. На прошлом авиасалоне в Малайзии наши пилотажники показали примерно такую же программу. Россия продала 18 истребителей Су-30МКК на сумму 900 млн. долл.
В перерывах между ревом реактивных двигателей ласковый девичий голос через громкоговоритель предлагал приобрести "реактивную систему залпового огня "Смерч", хорошо зарекомендовавшую себя в ряде военных конфликтов". У павильонов (названных на иностранный манер "шале") торговали пивом, утюгами и садовыми ножницами. А фирма "Салют", которая вообще-то делает прекрасные авиамоторы, выставляла еще и байдарку под парусом. Воистину: пока отечественный авиапром способен производить столь широкий круг товаров, нам никакая конкуренция на международном рынке не страшна!
Смотрите также: