Примерное время чтения: 5 минут
313

Пугачев и его "кобра"

...1989 г. Международный аэрокосмический салон в Ле Бурже. В небо взмывает наш Су-27. Серебристая птица делает изящные виражи. А потом самолет вдруг встает на дыбы, откидывает нос, проплывает в вертикальном состоянии и... падает вниз. Это было похоже на стремительный рывок кобры. Трибуны взрываются аплодисментами. "В небе - летчик Пугачев", - бесстрастно объявляет диктор. "Заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза", - добавила бы я.

- Виктор Георгиевич, наши самолеты конкурентоспособны на мировом рынке?

- Наши машины очень маневренны. Например, одна из последних разработок ОКБ имени Сухого - Су-37 - практически не имеет ограничений по углу атаки. Угол может достигать 180°, при этом самолет летит хвостом вперед!

- Я не специалист, но сейчас у всех на устах "Беркут". Однажды довелось видеть его в полете, у меня дача недалеко от Жуковского. Зрелище было фантастическое!

- Знаю-знаю (смеется). Когда жители Жуковского наблюдали, что Су-37 в небе вытворял, потом несколько дней только об этом и говорили, город у нас авиационный. А когда увидели "Беркута", надолго замолчали. Вроде как расстроились, решили, что это ошибка конструктора. Крылья задом наперед привинтили. Такова конструкция самолета с необычной аэродинамической схемой. Нам есть что показать в августе на авиасалоне в Жуковском.

- Вам страшно садиться в кабину машины, которая ни разу не поднималась в небо?

- Нет. Я концентрирую силы, слушаю каждое движение машины. Разговариваю с ней, успокаиваю ее, чтобы не волновалась. Мы, летчики, народ суеверный. Всегда стучим трижды по дереву перед полетом. Увы, многих из моих товарищей уже нет в живых. Александр Комаров погиб при испытаниях. У Александра Исакова не выдержало сердце. На моих глазах - страшно передать, что испытываешь в это время, - мой друг Анатолий Квочур покидал самолет десять лет назад. Отказал двигатель. Причем на то, чтобы катапультироваться, у летчика были одна-две секунды. Великое счастье - мне ни разу не пришлось бросить машину. Ведь с ней во время испытаний в небе становишься единым целым. Страх появляется потом, когда приземляешься и все позади.

- Как расслабляетесь - хватаетесь за валидол или валокордин?

- Да нет (смеется), уж лучше "фронтовые сто грамм". А потом наступает период переоценки своих действий. Одна бессонная ночь, другая, третья... Пока не будет сделан полный анализ полета. Работа в ЛИИ им. Громова, в который я попал по распределению после окончания школы летчиков-испытателей, меня многому научила. Я понял: чем дальше, тем больше совершенствуются отношения человека и машины. Раньше требовалось до пятидесяти испытательных полетов, сейчас иной раз достаточно трех.

- Как родилась ваша "кобра"?

- В конце восьмидесятых мы уже испытали Су-27 на штопор, хорошо знали возможности машины при выходе из штопора, неуправляемого падения самолета. Перешли на изучение сверхманевренности. Работы на моделирующих стендах показали, что при определенных условиях самолет может мгновенно выходить на очень большой угол атаки и при этом не сваливаться, сохранять управляемость. В 1989 г. было принято решение об участии ОКБ Сухого в международном салоне в Ле Бурже. Решили продемонстрировать возможности самолета, используя элементы сверхманевренности. Один из таких элементов - быстрый разворот самолета на угол 100-120°. Для чего? Пока противник не успел опомниться, пустить в него ракету. Нам пришлось немало помучиться, чтобы заставить "кобру" возвращаться из своего боевого состояния в обычное. Как возникло название фигуры? С легкой руки генерального конструктора. Михаил Симонов сказал журналистам: "Представьте себе кобру, когда она нападает". Ни один самолет таких режимов не выполнял. Американцы потом долго экспериментировали, но так и не смогли изменить систему управления и отказались от таких суперэлементов вообще. А мы продолжали совершенствовать "кобру", и сейчас у нее несколько вариантов суперманевров.

- Насколько престижен и перспективен российский салон по сравнению с Ле Бурже и Фарнборо?

- Наш салон только набирает силу. Но даже если на нем будут представлены только самолеты отечественных фирм, это уже такой лихой состав, который обязательно вызовет большой интерес в мире. В этом году мы покажем все "Су-созвездие" и еще десяток моделей супермашин. Это новое слово в авиастроении. Новинкой, сюрпризом будет С-80 - транспортно-пассажирского назначения.

- Как живется сегодня летчикам-испытателям?

- Жаль, многие оказались не у дел. Это снижает квалификацию. Что касается школы летчиков-испытателей, тоже веселого мало, приходится говорить об ухудшении уровня подготовки. Если раньше этим занималось Министерство авиационной промышленности, которое набирало летный состав, готовило и распределяло между конструкторскими бюро по потребности, то сегодня все иначе. Теперь каждый авиазавод или фирма берут летчика, а затем, если он нужен, направляют его учиться. Затраты на подготовку всегда были очень большими, поэтому сегодня наши будущие асы учатся по сокращенной программе...

- Что вы ощущаете во время полетов, успеваете ли рассмотреть небо?

- Ощущения возникают только в первых полетах на сверхзвуковых машинах, когда кажется, ты преодолеваешь что-то необычное. Хотя на самом деле ничего особенного не происходит. Самолет просто летит быстрее звука. Но это видно только по показаниям приборов. Есть специфические вещи, которые происходят с самолетом при проходе скорости звука: он покачивается. На высоте больше двадцати километров небо начинает менять цвет - превращается в темно-синее, затем в фиолетовое. Это признак того, что скоро космос.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно