Примерное время чтения: 5 минут
232

Песни стальных птиц

Закончившееся в подмосковном городе Жуковском авиационно-космическое шоу МАКС-2005 - настоящая ярмарка авиационного тщеславия для ВВС стран третьего мира.

ХОЧЕШЬ купить самолет за 30 млн. долларов - купи самолет. Нет денег на самолет - купи систему ПВО за 2 млн. и не давай летать соседу.

Нынешний МАКС проводится уже в седьмой раз. Конечно, с французским Ле Бурже не сравнить - в этом году 46-й был. Там и участников побольше, и контракты посолиднее заключаются. Зато на Московском более интересная летная программа. В этот раз знаменитые российские пилотажные группы "Русские витязи" и "Стрижи" впервые летали вместе. Тяжелые истребители Су-27 выделывали в небе замысловатые фигуры в одном строю с более легкими МиГ-29.

- То, что показали ваши пилоты, - просто невероятно, - комментировал их выступление полковник ВВС США Скотт Нильсен. - Для обычного строевого пилота вроде меня не так сложно проделать все те же фигуры - у меня ежегодно 150 часов налета. Но в составе группы из 9 самолетов я бы повторить такое не смог.

Полковник, кстати, возглавлял прилетевшую на МАКС группировку американских ВВС в составе двух стратегических бомбардировщиков В-1В, двух самолетов-заправщиков и четырех истребителей (F-15 и F-16). Торговать ими в Москве, естественно, никто не собирался - американцы просто "демонстрировали флаг". В летной программе участвовали только "бомберы", один из которых успел повоевать в Ираке. Он то расправлял крылья, и тогда едва полз по небу, то складывал, и тогда при скорости 1100 км/ч были видны срывающиеся с крыльев воздушные потоки. Между прочим, обратно В-1В полетели на российском керосине. Глобализация, однако...

Зашел король и приобрел пару Ил-76

ПОКА девять героев России из пилотажных групп вверх тормашками носились по небу под аплодисменты праздношатающихся зрителей, авиасалон жил своей настоящей нешумной жизнью. Вдали от посторонних глаз в охраняемых службами безопасности шале. (летние домики для переговоров) серьезные люди из военно-промышленного комплекса занимались своими серьезными делами. Вот, к примеру, в тесной и душной комнате за двумя сдвинутыми столами сидят 7 мужчин слегка за пятьдесят: один генерал и шесть гендиректоров оборонных предприятий. Подписывается соглашение между Россией и Италией о продвижении на западноевропейские рынки учебно-боевого самолета Як-130 (на фото). Все просто и буднично, как будто речь идет не о современной реактивной машине, а о вагоне металлолома.

На второй день работы авиасалона король Иордании Абдалла II зашел в павильон ОКБ им. Ильюшина и приобрел пару военно-транспортных Ил-76 для своих ВВС. Сумма сделки не разглашается. Днем ранее "Рособоронэкспорт" продал Индии право на производство тысячи российских авиадвигателей. По неофициальным оценкам, это стоило порядка 300 млн. долл.

Среди 520 российских участников не только такие "киты", как компании "Су", "Ту", "МиГ", "Рособоронэкспорт" или концерн ПВО "Алмаз-Антей", большинство - менее известные общественности, но столь же уважаемые профессионалами фирмы. Вот девичий голос через громкоговорители настойчиво рекомендовал приобрести "газотурбинную установку мощностью 12 мегаватт с правым вращением турбины". Купить, что ли?

Образец не продается

ЛЮБОЙ авиасалон нужен не только и не столько для подписания контрактов, сколько для рекламы перспективной техники. Взять, например, прославившийся на МАКСе истребитель МиГ-29 ОВТ, оснащенный двумя двигателями с изменяемым вектором тяги. Проще говоря, его сопла могут поворачиваться в любую сторону примерно на 15 градусов. Самолет с такой системой обладает повышенной маневренностью, что было хорошо видно во время демонстрационных полетов. Пока что это образец, который не продается. Но если машина заинтересует покупателей - в первую очередь Индию и Китай, - у нее большое будущее.

Вообще, на МАКСе можно было найти самолет на любой вкус и кошелек. Самым маленьким, похоже, был биплан "Шершень": один мотор, 2 человека, размах крыльев - 5,5 метра, цена - 35 тыс. долларов. Самый большой - Ан-124 "Руслан", у которого грузовой салон имеет 36,5 метра в длину, 6,4 - в ширину и 4,4 - в высоту. Его владельцам даже не пришлось снимать на МАКСе павильон - все презентации устраивали внутри экспоната.


КСТАТИ

Наторговали на 4 млрд. долл.

В ФИНАНСОВОМ плане этот год оказался для МАКСа рекордным. Удалось продать 80 самолетов различных классов. Например, производители подписали с рядом российских авиакомпаний лизинговое соглашение о поставках 56 самолетов. Это Ан-148 для местных авиалиний, среднемагистральные Ту-204 и дальнемагистральные Ил-96. Сумма контракта - 1,7 млрд. долл.

Заключено соглашение о покупке у компании "Гражданские самолеты Сухого" 10 самолетов с условным названием RRJ (русский региональный реактивный лайнер) - машины, которая еще не воплощена в металле. Сумма сделки - около 250 млн. долл. Компании "Волга-Днепр" и "Полет" заказали столько же Ан-124 на авиационном заводе в Ульяновске (1,5 млрд.). Общая сумма заключенных на МАКСе договоров - более 4 млрд. долл.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно