Примерное время чтения: 6 минут
133

Марс скоро закроют!

ПОКА еще длится противостояние планеты Марс относительно Земли, мы решили узнать, что происходит с другим Марсом, абсолютно земным. Марс - деревня в Нижегородской области, неподалеку от границы с Республикой Марий Эл. Сегодня в ней живут три человека: две бабушки и молодой, 36-летний мужчина.

...450 КМ от Москвы до Нижнего Новгорода, три с лишним часа на местной электричке, где все пассажиры дружно грызли семечки, потом полтора часа на автобусе, еще минут 20 на машине - и я "на Марсе". Глава районной сельской администрации Ирина при встрече посетовала: "В лихую непогоду вы приехали. Недавно тут у нас ураган пронесся - много крыш сорвало".

Проклятие Марса

НА ВЪЕЗДЕ в деревню нас встретил мрачный дом. Когда-то он был жилым, теперь же от него остались лишь прогнившие стены с зияющими, как черные гигантские глазницы, дырами окон. Вокруг него - высокая трава, почти в человеческий рост, позади - бескрайнее поле. Да и весь Марс - всего два ряда домов друг напротив друга, я насчитала не больше 15 штук. Большин-ство из них - такие же "мертвецы", как и первая изба.

- Жутко тут у вас... Что, вся деревня такая?

- Почти. Некоторые дома служат дачами для тех, кто приезжает два раза в год - сажать и выкапывать картошку, вот как сейчас. У деревни вообще-то трагическая судьба. Проклятая она... - с грустью сказала Татьяна, приятельница Ирины, учитель биологии. Когда-то и она жила в Марсе.

...В 1928 году четверо братьев Дружининых во главе со своим отцом Георгием захотели отделиться от села Качеево, в котором жили, и создать новое поселение. К Дружининым присоединились еще несколько семей. Георгий был дядькой начитанным, он и дал имя деревне, будучи под впечатлением от "Аэлиты" Алексея Толстого. Народ собрался, как на подбор, - основательный, трудолюбивый. Построили ветряную мельницу, маслобойню, конюшню. Пахали от зари до заката, не отвлекаясь на пьянство, что для Руси во все эпохи - большая редкость. В округе Марс быстро прослыл как место, где живут зажиточные люди. Почти в каждой семье был мотоцикл, что считалось показателем достатка. Во дворах всех 17 построенных домов посадили много яблонь, деревня обернулась просто сказочной красавицей.

В Качееве не смогли смириться с успехом "отпочковавшихся" земляков. Качеевцы ходили молиться злым духам в "кереметище" - так называется место в лесу, выделенное под молитвы и жертвоприношения. Молились о том, чтобы Марс когда-нибудь исчез с лица земли. И молитвы их были услышаны.

С тех пор вплоть до сегодняшних дней в каждой семье с кем-нибудь из мужчин случалась трагедия. Большинство умирали не своей смертью. А женщины вынашивали в основном девочек, мальчики редко выживали. Нынешним летом погиб предпоследний мужчина Марса - Владимир Краснов. Ему было всего-то 45, холостой. Остался один Иван, его дальний родственник, единственный жених-марсианин.

- Эй, Иван! Я тебе тут невесту из Москвы привела. Хочешь? - кричит Ирина.

Невысокий мужчина в бейсболке и резиновых сапогах отчаянно замотал головой, даже не дослушав ее.

- А что, не нравлюсь? - Я подошла к нему ближе.

- Не знаю, - глядя в землю, тихо сказал Иван и честно добавил: - Нет.

Иван не хочет уезжать в более цивилизованное место, как это сделали другие марсиане. Выбирается иногда подзаработать на стройках в другие области и все равно возвращается в свой дом.

- Да, он патриот Марса, - гордо сказала Ирина.

...Калитка Иванового дома скрипнула и закрылась. Этот человек в бейсболке оказался единственным из оставшихся жителей Марса, кто пусть не позвал в дом, но хотя бы немного поговорил со мной.

Эх, бабулечки...

СТАРОЖИЛКИ Марса, подруги Королькова Нина Михайловна и Соколова Аполлинария Александровна, не захотели со мной общаться вовсе. Когда-то их обидели областные журналисты, написав, что неграмотные они, телевизора у них нет, радио тоже и жизнь у них течет дремучая. На самом деле бабушки политически и светски подкованы, телевизоры у них цветные, и, пока были молоды и не умерли мужья, жизнь в семьях била ключом. Да и сегодняшнее положение их устраивает. Дети их не забывают (у бабы Поли их пятеро, у Нины - двое), вечера бабушки часто коротают вместе, хотя живут на противоположных границах Марса. Первой - 65 лет, второй - 72 года. Обе не местные, как и почти все женщины, что жили в этой деревне. Так получалось, что марсианки выходили замуж за чужаков, а мужчины в свою очередь привозили невест из иных мест.

Что будет?

БАБУШЕК их дети решили навсегда увезти из деревни, об этом мне рассказала дочь Нины Михайловны:

- Зимой здесь снега будет по пояс, не выехать отсюда, не въехать. Никто же не чистит дороги. Они здесь как затворники. Тут ни школы, ни магазина, ни телефона, ни клуба, ни почты - ни-че-го. Поэтому так и напишите: "Марс скоро закроют. Не будет его больше..."

В минувшем июле Марсу исполнилось 75 лет. На большой поляне перед лесом сельская администрация района устроила праздник, собрались бывшие жители, их дети и внуки. Пели, плясали и грустили, понимая, что это, наверное, последний праздник "при жизни" их когда-то такой богатой деревни.

Невозможно не ощущать, как Марс умирает, когда видишь окна, заколоченные крест-накрест тяжелыми досками, когда идешь по земле, которая давным-давно не плодоносит, зарастая сорняком. Марс, как старый, никому не нужный дед, ждет своего последнего часа.

Суровая наука - статистика. По предварительным данным переписи населения (ее хоть и считают "несостоявшейся", но активно цитируют), большинство жителей России - горожане. Только 27% наших граждан "прописаны" вдали от мегаполисов и областных центров. И похоже, процент этот не увеличится. Из 155 тысяч деревень 17 тысяч (то есть больше 10%) вымерло. А еще около 35 тысяч, как и Марс, находятся при смерти, а живут в них не больше 10 человек.

Один из бывших претендентов на пост нижегородского губернатора год назад активно пытался убедить электорат, что землю надо отдать не народу, а иностранцам.

Конечно - если они вымрут, не так будет жалко...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно