В ОСНОВУ нового сериала "Побег", показ которого с 20 октября начнется на Первом канале, легла книга Юрия Полякова "Замыслил я побег...". Кинороман из 8 серий, как называют фильм сами создатели, охватывает целую эпоху - с конца 70-х до наших дней - и, стоит отметить, к детективам никакого отношения не имеет.
СРЕДИ участников "Побега" немало звездных имен: Екатерина Редникова, Олеся Железняк, Михаил Полицемейко, Марина Голуб, Виктор Проскурин, Николай Пеньков, Валерий Баринов и др. Режиссером этого проекта выступил Мурад Ибрагимбеков. Его предыдущая работа - короткометражный фильм "Нефть" - завоевала в этом году "Серебряного льва" на Венецианском кинофестивале. Сценарий "Побега" написал дядя Мурада - один из самых известных в России сценаристов Рустам ИБРАГИМБЕКОВ. Чтобы оценить знаковость последнего для отечественного кинематографа, достаточно назвать лишь такие его работы, как "Белое солнце пустыни", "Урга - территория любви", "Утомленные солнцем", "Сибирский цирюльник".
- Рустам Ибрагимович, действие большей части "Побега" разворачивается в советские годы. Вы не считаете, что подобное "ностальгическое" кино уже выходит из моды? Более того, неужели мало актуальных тем несет в себе современная действительность?
- Во-первых, не все, что связано с прошлым, является ностальгией. Во-вторых, очень часто материал, фактуру фильма путают с его темой, сверхзадачей. Если события в кинокартине связаны, допустим, с войной, многие решают, что фильм о войне, хотя он может быть о дружбе, любви или, например, об экологии. Главной темой "Побега" является конформизм - соглашательский способ существования, который трагически отразился и продолжает отражаться на судьбе страны. Да, тема вечная, но сегодня, по-моему, она встала с новой остротой. Мне кажется, сейчас вновь наступил тот момент, когда назрели вопросы, решение или нерешение которых предопределит наш дальнейший путь. Как сложится судьба демократии, если она в каких-то зачатках существует, сможем ли мы дать отпор людям, которые реально стали хозяевами нашей жизни, не имея на то права? Множество подобных вопросов сегодня требуют срочного ответа. Как ни пафосно прозвучит, но "Побег" - это фильм о том, что каждый из нас несет ответственность за происходящее в стране. Какая уж тут ностальгия...
- Прочитав краткое содержание всех серий фильма, я так и не понял, откуда и куда главный герой совершает свой побег?
- В основе этой телекартины - история человека, довольно милого и симпатичного, который бежит от всего, что требует от него решений. Вступив под давлением обстоятельств в семейную жизнь, главный герой многие-многие годы думает о побеге из нее, но не находит для этого мужества. По сути эта частная ситуация является метафорой побега от необходимости решения каких-то глобальных задач, еще одно напоминание о том, что, уклоняясь от серьезных поступков, человек упускает не только свою судьбу, но и судьбу страны.
- До сих пор вы работали в соавторстве лишь с Никитой Михалковым. Как вам сотрудничество с Поляковым - человеком, далеким от кинематографа? Наверняка было немало споров и конфликтов...
- Я работал не с Поляковым, а с его романом. Мы встретились с Юрием всего раз, а все остальное время посредником между нами был режиссер. Я написал свой вариант сценария и передал его Полякову, который, надо отдать ему должное, при всей своей заинтересованности, отнесся к моей работе очень тактично. Вообще до "Побега" я никогда не делал сценариев на основе чьих-либо произведений, всегда писал сам. Когда поступило предложение облечь в сценарную форму роман Полякова, я на 99% был уверен, что откажусь. Однако, начав читать, с удивлением обнаружил, что держу в руках одну из немногих книг, показывающих анатомию пресловутого русского конформизма, о котором уже говорил.
Соавторство, тем более удачное, - вещь достаточно редкая, поскольку требует от партнеров огромного терпения и взаимного уважения. До Михалкова я работал лишь с Валентином Ежовым над "Белым солнцем пустыни". Для меня первым и главным условием творческого сотрудничества является схожее чувство юмора, даже если сценарий фильма никакого отношения к жанру комедии не имеет. Второе качество - это отсутствие жадности, то есть способность отказаться от своей идеи, если соавтор придумал что-то лучше. С Михалковым и Ежовым мы по этим качествам совпадали.