КАЖДЫЙ четвертый алмаз добыт в России - и лишь каждый двадцатый становится бриллиантом на родине. Остальные алмазы покидают ее, чтобы их огранили в Израиле, в Индии, в Гонконге. Потом их продают, имея на нашем сырье примерно миллиард долларов за год. Именно столько может зарабатывать Россия, если наладит обработку и закроет пути контрабанды.
Даешь Гохран!
ВЫВОЗ необработанного сырья оставляет наши гранильные фабрики без работы. В СССР половина алмазов гранилась внутри страны. Теперь - едва 5%. "Благодаря этой политике мы "легли" под ЮАР и Израиль, - говорит В. Жириновский. - Сеть контрабандного вывоза алмазов из страны была налажена в начале 90-х годов. Тогда появилось более полутора сотен маленьких фирм. Будучи российскими производителями, они имели льготы - покупали алмазное сырье на 15% дешевле, чем иностранцы. Предполагалось, что камни будут огранены и проданы в России. На самом деле 90% этих фирм не имели и не имеют оборудования и специалистов. Это подставные конторы для приобретения сырья". Таким способом за границу уходят самые хорошие камни, которые после огранки можно продать с сорокакратной выгодой. Вспомните дело Козленка. Считается, что Гохран тогда ограбили на 200 млн. долл. Однако лидер ЛДПР считает, что сумма многократно занижена и пропало около 6 млрд. долл. Если пересчитать на бриллианты.
На самом деле расхищение алмазов - это давняя традиция. "Большевики не стеснялись залезать в кремлевские сокровищницы, - говорит глава одной из думских фракций. - Компартия пользовалась фондами Гохрана, чтобы кормить себя и родственные партии. Демократы начала 90-х тоже себя не ограничивали. Остается только гадать, на что пошли, например, алмазы, которыми Ангола частично возместила свой 6-миллиардный долг СССР. Неизвестна также судьба драгоценностей, которые Россия вывозила из Гохрана под видом выставок или под залог в иностранных банках. Известны случаи, когда обратно в страну возвращались коллекции, наполовину состоящие из поддельных камней..."
Вспоминает бывший зампред Комитета ГД по безопасности С. Абельцев: "Мне стало известно о большой коллекции очень дорогих часов с бриллиантами, которые еще Александр I сделал для героев войны 1812 года. К революции их осталось сорок два экземпляра. Каждый вновь назначенный министр обороны принимал эти реликвии и бережно хранил. После путча 1991 г. Павел Грачев подарил одни часы Борису Николаевичу, а там разошлись и остальные".
"В середине 90-х годов я вместе с тогдашним директором смоленского комбината "Кристалл" Шкадовым обсуждал проблему огранки алмазов на территории России, - говорит депутат ГД С. Шашурин. - Шкадов заявил тогда, что надо вырваться из сырьевого плена. Для этого создать 8-10 экономически прозрачных обрабатывающих заводов. Он настаивал, чтобы лучшие камни оставались внутри страны. Потому что отечественная огранка очень ценная, имеет свою марку. Через месяц-полтора после этого разговора Шкадова убили. Я уверен: именно из-за его позиции по алмазам".
Есть и еще одна темная история. Некий ученый - Вячеслав Селяков - изобрел установку. Она позволяла при высоком давлении и температуре до 1500 градусов исправлять дефекты алмазов, делать их прозрачными. В масштабе страны экономический эффект мог составлять сотни миллионов долларов в год. Уникальный прибор сначала был украден. Но ученый чудом нашел его в "Шереметьеве" - готовым для вывоза на Кипр под видом металлолома. Не помогли и в ФСБ с просьбой задержать рейс: установка уехала. А Селяков после этого внезапно умер в больнице якобы от сердечного приступа.
VIP-воры
НЕДАВНО по агентурной разработке на Смоленской таможне была задержана бывшая россиянка, которая под видом осколков перевозила ЧЕТЫРЕ КИЛОГРАММА необработанных алмазов. Когда стали разбираться, выяснилось, что эта женщина совершала такие челночные движения через границу раз в два месяца. Обычный путь алмазной контрабанды из Смоленска, Брянска на Украину или в Молдавию, а там и в дальнее зарубежье - скажем, в Израиль. Один курьер может провезти на себе (и провозит!) за один только раз алмазов на 1-2 млн. долларов. Оперативники ФСБ утверждают, что женщины-контрабандистки уникальны тем, что могут прятать бриллианты в местах, доступных только женщинам.
Иногда курьеров ловят, а потом отпускают. Это известный прием, чтобы "кинуть" покупателя. Мол, форсмажор, таможня на посту, придется списать в убыток. После чего отобранные алмазы продаются по второму кругу, не исключено, что тому же самому покупателю.
"В крышевании контрабанды отчасти участвуют милиция, спецслужбы и чиновники на местах, которые держат отрасль. Некоторые вопросы по неофициальному вывозу сырых алмазов надо бы задать бывшему начальнику Государственного таможенного комитета Драганову, - говорит Владимир Жириновский. - Был у него знакомый, некто Сафарян. Он открыто заявлял при свидетелях, что его доход составляет 1 млн. долл. в день и что с ним ни один депутат ничего не сделает. Бизнесмен руководил государственным унитарным предприятием "Ростек", околотаможенной структурой. Драганова сняли, в том числе и за эту фирму. Неплохо бы пообщаться и с бывшим руководством Якутии. Оно решило, что алмазы - их личное достояние, и стало вывозить их на внешние рынки. Криминальный бизнес оседлали местные национальные группировки. Война с ними погубила, пожалуй, треть мужского населения республики. Руководство Якутии уже два года как другое, но по сути ничего не меняется..."
Справедливости ради надо сказать, что поток нелегально вывозимых из России алмазов в последнее время сократился. Несколько лет назад он оценивался почти в 1 млрд. $. Сейчас из страны уходит алмазов на 100-200 млн. долл. Но мы намерены перекрыть и этот ручей, сказали в руководстве "АЛРОСА". Такие в нашей стране ручьи - ценой в две сотни миллионов долларов.
Кстати