КАРЛОС Сантана вот уже не одно десятилетие - в десятке лучших гитаристов планеты. Он настоящий маршал от рок-н-ролла, такой, что "вся грудь в орденах". Его альбомы, песни и видео 12 раз становились "золотыми" и 44 - "платиновыми". Одиннадцать раз в его руках оказывалась статуэтка "Грэмми".
НАШ корреспондент побывала на берлинском концерте Сантаны в Макс-Шмелинг-Халле, где два часа, к восторгу фанатов, звучали и старые ("Jingo", "Oye Como Va"), и новые хиты ("Smooth", "Maria-Maria", "Put Your Lights on", "Aye Aye Aye", "Sideways" и другие). Критики называют это латино-рок, а сам гитарист настаивает, что его музыка скорее... африканская. Говорит об этом так же настойчиво, как носит свои шляпы, которым несть числа. На этот раз на доне Карлосе была черная кожаная бейсболка...
Шаман из Мексики
- ТАК почему Африка? У нас всегда считалось, что вы играете типичную латиноамериканскую или, если хотите, испанскую музыку...
- Многие так думают. Но на самом деле что такое латино? Ее корни уходят в Испанию. В то время как вся Европа играла вальсы, польки и мазурки, там господствовала совсем другая музыка - мавританская, то есть североафриканская. Это абсолютно исламская музыка, вы сами согласитесь, если вслушаетесь. Такая у меня теория, я изучал этот вопрос.
- Но как же насчет "национального самоопределения"? Вы ощущаете себя мексиканцем?
- Я в первую очередь ощущаю себя мужчиной. А уже потом, если хотите, я латинос, мексиканец.
- Ваш последний альбом называется "Shaman". А вы сами шаманите? Сразу возникают ассоциации с вашим тезкой Кастанедой...
- О нет! О Кастанеде вам надо было спросить меня лет тридцать назад. У меня "шаманство" совсем другого рода. Дух, духовность - вот моя тема. Что же касается ритуалов, то мы все медитируем перед каждым выступлением. Шаман - это целитель. Я, например, врачую людей музыкой.
- Вы знаете, что ваша гитара звучит очень... эротично?
- Знаю. Мне многие пары признавались, что занимаются любовью под мою музыку. Это прекрасно. Любовь - это клей, который удерживает мир, чтобы он не рассыпался на тысячу кусочков, как башни Всемирного торгового центра. Понимаете, что я имею в виду? Это противопоставление: любовь, мир - агрессия, смерть.
- А музыка?
- Я это уже довольно давно придумал: мужчина - это ритм, женщина - мелодия. Они - танцующие любовники, и не важно, где их застала страсть: в румбе, сальсе, танго или вальсе.
- Но рок, например, считается исключительно мужской музыкой...
- В любой музыке есть и мужское и женское начало, ян и инь. Так устроен мир.
Отцы и... критики
- А ВАША гитара - вы достигли совершенства, как вам кажется? И если да, то как давно?
- Совершенство - к нему можно только стремиться. Ты никогда до конца не знаешь, на что способен, когда дело касается творчества.
Я-то постоянно работаю с разными музыкантами, певцами, так что это не пустые слова. Когда мы записывали композицию "Зов" с Эриком Клэптоном, мы просто смотрели в глаза друг другу - и рождалась музыка... На самом деле я как то вино, которое с годами только становится лучше. Не просто лучше - другим. Я научился думать быстрее и играть медленнее. А нынешние гитаристы хотят летать раньше, чем научатся ходить...
- Сегодняшняя молодежь - другая?
- Все повторяется. И родители, и подростки во все времена одинаковые. Просто детям не всегда удается облечь в слова мысли, ощущения, которые присущи любому поколению. Им нужно то же самое, что и нам. Знать, что они значимы, что они что-то собой представляют, что они "очень важные персоны", что мы ими гордимся.
- Вас многие упрекают, что последние альбомы "Supernatural" и "Shaman" получились слишком коммерческими.
- В этом многих можно упрекнуть - начиная с Моцарта. Его мелодии вообще звучат в мобильных телефонах - и что, от этого он перестает быть великим композитором?
Смотрите также: