ОДИН из самых уважаемых в лыжных гонках специалистов Александр Грушин сразу после зимней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити грустно заметил: "От женской сборной России - сильнейшей команды мира - ничего не осталось. Если уйдет в декрет Юлия Чепалова, вообще не знаю, что делать..."
ТАК и вышло. 10 января прошлого года в семье двукратной олимпийской чемпионки Юлии Чепаловой и лыжника Дмитрия Ляшенко появилась дочка Олеся, а потом последовал провальный для нас чемпионат мира в Италии. Наблюдая за соревнованиями по телевизору, молодая мама не усидела дома и приступила к тренировкам. К чему такая спешка? За державу обидно? Сама Юля считает, что любые переживания только закаляют, провоцируют спортивную злость. А злющая спортсменка горы может своротить.
10 тысяч км в год
- И КАК идет процесс "сворачивания гор"?
- Сейчас, зимой, ежедневно пробегаю на тренировках 50 км. А летом на лыжероллерах "делала" по 70 и даже по 100 км в день. В итоге за год набирается порядка 10 тыс. км.
- Это примерно как от Калининграда до Берингова пролива...
- Нормальный тренировочный объем, с которым можно уже выступать.
- На лыжню вместе с мужем выходите?
- Несколько последних лет Дима тренируется вместе со мной у моего отца. Правда, выступаем мы на состязаниях разного уровня: я - на этапах Кубка мира, муж занимает 2-5-е места на этапах Кубка Европы. Пока что на гонках в России он чувствует себя гораздо увереннее. А вот я - наоборот.
"Плейбой" и "Адидас"
ЕЩЕ после зимних Игр в Нагано у Чепаловой появилась масса поклонников и у нас в стране, и за рубежом. Юля много позировала для целого ряда известных "глянцевых" изданий, снималась в рекламе косметики.
- Это правда, что в свое время американский "Плейбой" предлагал за фотосессию с вашим участием 50 тыс. долл.? Именно такие премиальные вы получили и в Японии, и в США за свое олимпийское золото.
- Предложение действительно поступало. Но, поскольку я с ходу отказалась, то до обсуждения размера возможного гонорара дело не дошло.
- Муж запретил?
- Дима здесь ни при чем. Просто для такой съемки нужно было "созреть". Тогда я еще не была к этому готова. Вот теперь, если бы снова предложили, я бы, возможно, и не отказалась.
- Куда больше шума наделала история с другими вашими снимками - на календарях и рекламных плакатах всемирно известной фирмы "Адидас"...
- Да, прошлой осенью я подала исковое заявление в суд на эту фирму за незаконное использование моего имени и лица в рекламных целях. Дело в том, что после Олимпиады-98 "Адидас" поставил на поток выпуск продукции такого рода с моим изображением в спортивной униформе данной марки.
- У компании "Адидас" имелся на этот счет с вами персональный договор?
- Ничего подобного! У "Адидас" существовал лишь договор с Российской лыжной федерацией, согласно которому наши спортсмены должны были выступать на чемпионатах и Кубках мира в спортивной одежде этой фирмы. Но ведь я-то никогда не являлась персональным клиентом "Адидас". В результате при заключении новых личных контрактов на рекламу экипировки с различными европейскими фирмами на каждой сделке я теряла по несколько десятков тысяч евро.
Моим коммерческим партнерам было невыгодно платить больше - ведь повсюду красуются плакаты с изображением Чепаловой в форме их конкурентов. В итоге нанесенный мне материальный ущерб составляет около 1 млн. 300 тыс. евро. Рассмотрение дела о компенсации в суде проходит "по плану", и мои адвокаты уверены в его успешном для нас исходе.
- Мне рассказывали, что по весне в Комсомольске-на-Амуре, откуда вы родом, регулярно проводится массовый лыжный марафон, который носит ваше имя.
- Да, уже несколько лет! В первые субботу и воскресенье апреля сотни горожан выходят на старт затяжных лыжных гонок. Мужчины бегут 50 км, женщины - 20. Участвовать могут все желающие, и обязательно все получают памятные призы.
- Не дешевое, надо полагать, мероприятие.
- Там у меня много друзей, есть солидные региональные спонсоры, которые помогают организаторам этих соревнований.
- Вы производите впечатление очень амбициозного человека...
- Ну какие тут особые амбиции? Просто хочу, чтобы мой любимый вид спорта стал у нас таким же привлекательным и популярным, как, например, в Скандинавских странах.