Примерное время чтения: 8 минут
449

"Русские стреляли часто, но поражали лишь рыбу"

В ДЕКАБРЕ 1903 г. крейсер "Варяг" получил приказ прибыть в корейский порт Чемульпо в распоряжение российского посланника. 9 февраля 1904 г. началась русско-японская война, и вражеская эскадра (6 крейсеров, 8 миноносцев) блокировала наши корабли. На предложение сдаться русские ответили гордым отказом, дождались, пока рассветет, и пошли на прорыв. Бой продолжался ровно час, за это время на "Варяге" были выведены из строя все орудия, убиты 33 человека, ранены 97. Командир крейсера капитан 1-го ранга Всеволод Руднев принял решение вернуться в порт. Русские корабли встали на якорь на том же месте, с которого ушли в бой. Совещание офицеров решило крейсер затопить, а канонерку взорвать, что и было исполнено. У японцев один миноносец погиб, другой был поврежден. Русские снаряды угодили также в 2 вражеских крейсера, один из которых впоследствии затонул. Противник потерял 30 человек убитыми и много ранеными.

Так или почти так выглядит каноническая версия "геройской гибели "Варяга" . Однако за прошедшие 100 лет накопилось немало сведений, в чем-то ее уточняющих, а в чем-то и опровергающих. Об этом рассказывает писатель, редактор журнала "Морская коллекция" Сергей БАЛАКИН.

"Наверх вы, товарищи..."

- СЕЙЧАС можно с уверенностью сказать, что официальная версия не выдерживает критики. По большому счету "Варяг" просто сдали японцам. Он был брошен на рейде, причем команда покидала крейсер в панике. Об этом говорит хотя бы то, что с корабля даже не увезли на берег тела 22 погибших, хотя времени на это хватало. "Варяг" не смогли как следует вывести из строя (даже замки с пушек не сняли). Разве что кингстоны открыли, да и то, видимо, не все - уж больно долго тонул крейсер - 2 часа 20 минут.

"Варяг" затонул на мелководье. В отлив четверть корпуса оставалась над водой. Японцы, разумеется, восстановили крейсер и под именем "Сойя" ввели в состав своего флота. Причем, если бы они имели побольше опыта в судоподъемных работах, русская эскадра имела все шансы столкнуться с "Варягом" под японским флагом уже при Цусиме...

- Почему в таком случае командира по возвращении в Россию не отдали под суд, а щедро наградили вместе со всей командой?

- Именно этого и ожидали многие офицеры "Варяга", трезво оценивающие действия крейсера. Но по возвращении на родину все пошло по совершенно неожиданному сценарию. "Пиаровцы" (или как они тогда назывались?) Российской империи решили сделать из участников неудачного боя национальных героев. Надо сказать, что на какое-то время вызвать в стране патриотический подъем удалось. А созданная 100 лет назад легенда про подвиг "Варяга" жива по сей день, во все школьные учебники вошла...

В иных условиях разбирательство о гибели "Варяга" могло бы состояться. Полагаю, что приговор был бы оправдательным. В принципе все формальности Рудневым были соблюдены. Вышли на бой с превосходящими силами противника? Вышли. Понесли потери? Понесли. Меры к уничтожению вверенного воинского имущества приняли? Приняли. Ну а то, что просто выйти на глубокое место и затопить корабль было бы более грамотно, - это уж другой вопрос...

- А что записано в судовых документах "Варяга"?

- Вахтенный журнал писался уже после боя. Определенные подтасовки в нем были, но, к чести Руднева, они не имели целью сделать из командира и команды героев. Напротив, Руднев делал все, чтобы отвести от себя, матросов и офицеров обвинения в уклонении от исполнения воинского долга. Потом, конечно, все выплыло наружу. Например, если верить рапорту Руднева, крейсер исчерпал средства к дальнейшей борьбе хотя бы потому, что почти все орудия главного калибра вышли из строя. Но в 1916 году, когда Россия выкупила "Варяг" у японцев, все его "родные" шестидюймовки числились в наличии и исправности. Впрочем, Руднева тогда уже три года как не было в живых...

После революции про крейсер, который ремонтировался в Англии, забыли. Англичане решили продать его на металлолом, но по дороге посадили на камни. В прошлом году останки "Варяга" обнаружила российская экспедиция.

Последний парад

- МОГ ли бой у Чемульпо сложиться по-другому?

- Полагаю, что шансов прорваться у "Варяга" и "Корейца" не было.

Порт Чемульпо - настоящая ловушка, выход из которой перекрывала японская эскадра. Силы были слишком неравными даже "на бумаге". В действительности дело обстояло еще хуже. Крейсер стрелял хуже всех русских кораблей порт-артурской эскадры. На своих последних стрельбах в декабре 1903 года он выпустил 145 снарядов разных калибров. В цель попали только 3...

- Если верить Рудневу, "Варяг" вернулся в порт для того, чтобы исправить повреждения и снова идти в бой. А на самом деле?

- На самом деле меткий огонь японской эскадры стал для русских моряков потрясением. Один из первых снарядов с японского крейсера "Асама" угодил "Варягу" в носовой мостик. Появились убитые и раненые. Через три минуты еще одно попадание...

Экипаж крейсера впервые оказался под огнем. Тут-то и выяснилось, что к войне не готовы ни офицеры, ни матросы. Три снаряда "Варяг" принял "в грудь", когда шел навстречу японской эскадре. Остальные восемь прилетели с кормы после того, как Руднев приказал возвращаться в Чемульпо. При этом крейсер, если верить рапортам Руднева, вел просто ураганный огонь: одних только шестидюймовых (152 мм) снарядов выпустил 425 штук. Всего же "Варяг" израсходовал 1105 снарядов, а вот попал ли в японцев хоть раз - большой вопрос. По крайней мере, японский адмирал Того написал по этому поводу: "Русские стреляли часто, но поражали лишь рыбу".

- Целых 100 лет "Варяг" был главным символом русской военно-морской славы. Выходит, если нет символа, то нет и славы?

- Ну почему же! Даже в проигранной русско-японской войне были на самом деле героические страницы. В 1905 г. весь мир поразила стойкость экипажа броненосца "Князь Суворов", который бился буквально до последнего человека и орудия. Но после Цусимы герои уже были не нужны - ни живые, ни тем более павшие.

Или миноносец "Стерегущий", который вел бой против четырех кораблей противника и только в один из них попал 27 раз. Погибли все офицеры, в живых остались лишь четверо "нижних чинов". "Стерегущему" хоть памятник поставили, а кто знает про миноносец "Сердитый", потопивший 2 японских корабля? При советской власти об этом не было принято говорить - одно время "Сердитым" командовал лейтенант Колчак. Так почему бы сейчас не вспомнить? Между прочим, наибольший урон противнику за всю войну нанес русский минный заградитель "Амур". На выставленных им минах подорвались 2 японских броненосца. Оба затонули. Почему это не считается подвигом? Или героизм по-русски - это утонуть, не спуская флага?

Сергей ОСИПОВ

Взгляд из Японии

ДО ПОСЛЕДНЕГО времени в России не было данных о том, как в бою с "Варягом" действовали японцы. Не было известно, например, сколько снарядов они выпустили, получили ли их корабли повреждения. Даже информация о количестве вражеских кораблей при Чемульпо была довольно противоречивой. Мы решили получить ответ из первых рук - запросили посольство Японии. И получили следующий ответ:

"СОГЛАСНО изданию "Материалы о войне на море в 37-38 гг. Мэйдзи" (1904-1905 гг.), против "Варяга" действовали корабли "Асама", "Тиёда", "Нанива", "Ниитака", "Такачихо" и "Акаси", а также три корабля их 14-й флотилии: "Тидори", "Хаябуса" и "Манадзуру". Согласно приложенным таблицам и картам, указанные корабли произвели следующее количество орудийных выстрелов: "Асама" - 28 из 8-дюймовых орудий (203 мм), 98 из 6-дюймовых орудий (152 мм), 9 из 12-фунтовых пушек (76 мм); "Тиёда" - 71 из 4,7-дюймовых орудий (120 мм); "Нанива" - 14 из 6-дюймовых орудий; "Ниитака" - 58 из 6-дюймовых орудий, 130 - из 12-фунтовых пушек; "Такачихо" - 10 из 6-дюймовых орудий; "Акаси" -2 из 6-дюймовых орудий. Корабли 14-й флотилии, проведя подготовку к пуску торпед, ожидали благоприятного момента, однако пуск так и не был произведен.

В материалах, с которыми мы ознакомились, не упоминается о повреждениях, полученных в ходе боя японскими кораблями от разорвавшихся в непосредственной близости от них снарядов. Соответственно считается, что прямых попаданий в корабли японского флота от орудийного огня с "Варяга" не было.

С уважением, Тэцуя МАСУДА, капитан 1-го ранга, атташе по вопросам обороны при посольстве Японии в России"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно