ДУМА приняла в первом чтении закон "О собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях". Вопреки праву "собираться мирно, без оружия" (ст. 31 Конституции РФ) предлагается, например, запретить гражданам митинговать под окнами органов власти.
Как известно, в СССР граждане ходили на демонстрации в основном по праздникам и по указанию партийного начальства. Инакомыслящих ждала участь жителей Новочеркасска, расстрелянных в 1962 г. при попытке выйти на манифестацию против повышения цен на мясо и сливочное масло.
В конце 80-х многотысячные митинги на Манежной площади Москвы стали предвестником краха КПСС. А в 90-е на уличные акции против реформ потянулись уже сами коммунисты. Новая власть не мешала "анпиловским бабушкам" кричать: "Банду Ельцина под суд!", - а шахтеры могли сколько угодно колотить касками по Горбатому мосту у Белого дома. И только Манежную площадь закрыли для сборищ, отдав на откуп коммерсантам и ваятелю Церетели.
При В. Путине митинговая стихия в России почти сошла на нет. Народ поверил, что государство начнет решать его проблемы и без напоминаний, усиленных "матюгальником". Так зачем же именно сейчас "Единой России" приспичило принимать закон, который дозволяет гражданам выражать недовольство лишь на пустырях и городских окраинах - и то предупредив власти как минимум за 10 дней? По версии известного правозащитника Л. Пономарева, "медведи" просто боятся увидеть под окнами Госдумы тех, кто недоволен предстоящими непопулярными преобразованиями.
Поддержанный 294 депутатами "Единой России" документ выглядит сомнительным "подарком" В. Путину. Получается, что "медведи" льют воду на мельницу американских конгрессменов, потребовавших на днях исключить РФ из "большой восьмерки" за ущемление демократии. А Россия опять оказалась в одной обойме с такими странами, как Ливия, Иран и КНДР.
Судя по всему, "антинародный" закон вызвал адекватную реакцию не только в обществе, но и в Кремле. Уже на следующий день спикер палаты Б. Грызлов и глава Комитета по законодательству П. Крашенинников пообещали принять поправку, разрешающую митинговать перед органами власти. Второе чтение законопроекта ожидается до конца апреля.