Примерное время чтения: 7 минут
112

Уничтожать или договариваться?

В МИНУВШИЕ выходные израильские спецслужбы уничтожили руководителя террористической группировки ХАМАС Абдель Азиза Рантиси. Он занял этот пост чуть меньше месяца назад после убийства шейха Ясина, духовного лидера организации и отца-вдохновителя террористов-смертников. Произошло это, что, наверное, не случайно, после визита израильского премьер-министра Шарона в США и встречи с Бушем. Уничтожение лидеров террористов, заградительная стена, хорошо финансируемая многочисленная армия - только такой силовой вариант, по мнению израильского руководства, принесет успех. Ведь после убийства главного идеолога палестинских смертников шейха Ясина на Святой земле не было ни одного теракта - и это железный аргумент в пользу такой позиции. Америка полностью ее поддерживает. Но ее собственный силовой вариант в Ираке, похоже, обречен на провал. Скорее всего, коалиция выведет свои войска из страны (Испания уже начала этот процесс, через 50 дней в Ираке не останется ни одного испанского солдата), а в регионе появятся ооновские "голубые каски". И это лишний раз докажет, что бороться с терроризмом только с помощью силы неэффективно.

"Мочить" везде

ПОПАЛ недавно один израильский раввин в рай, а там всем новичкам раздают жилье. Ему выделили очень тесную квартирку на окраине райского города. А следом за ним на небесах появился водитель городского иерусалимского автобуса. Тому достались шикарные апартаменты в самом центре. Раввин возмутился. "Понимаете, во время вашей службы в синагоге все дремали. А когда этот водитель вел автобус, все, кто в нем сидел, горячо молили Бога помочь им доехать до нужного места. Так что каждому - по заслугам", - объяснили ему в небесном ЖЭКе.

Этот анекдот сегодня очень популярен в Израиле. Общественный транспорт в этой стране - самое уязвимое место с точки зрения совершения терактов.

- На самом деле наши спецслужбы усиленно работают в этом направлении, - сказал "АиФ" генерал-майор министерства внутренней безопасности Израиля Уриел Бар-Лев. - За последние полгода мы предотвратили 90% всех терактов, которые готовились на территории страны. Ежедневно от агентуры приходят 40-50 сообщений о возможных взрывах. Каждое из них тщательно проверяется и, к сожалению, часто подтверждается. Поэтому теракты предотвращаются на стадии их подготовки. Большую роль в этом играет и уже частично построенный заградительный забор: на существующих в нем пропускных пунктах мы задержали нескольких смертников. До последнего времени самым уязвимым у нас считался общественный транспорт. Теперь все остановки проверяются, в каждом автобусе находится охранник, все машины оборудуют специальным турникетом на передней входной двери, управляемым водителем, который, нажав на кнопку, может отбросить подозрительного пассажира от автобуса. Также будут установлены датчики, которые в радиусе метра смогут уловить наличие взрывчатки. Мы готовы к тому, чем пытаются нас запугать террористы.

"Ты погуляй по Тель-Авиву в четверг вечером, когда заканчивается рабочая неделя", - посоветовали мне знакомые, которые приехали в Израиль из Союза 15 лет назад. Гуляю. Несмотря на повышенную опасность, народа на улицах много. Работают рестораны, торговые центры. Везде на входе вооруженная охрана, которая у каждого досматривает сумки. Никто не возражает. "Мы сами не пойдем туда, где нет секьюрити", - говорят простые израильтяне. Кстати, как показали исследования, проведенные полицией среди неудачливых "шахидов", последние стараются избегать тех мест, которые тщательно контролируются.

По опросам, 61% израильтян одобряют действия правительства по уничтожению главарей террористов. Здесь очень часто вспоминают историю мюнхенской Олимпиады, во время которой экстремисты убили членов израильской сборной. После этого спецслужбы страны несколько лет вылавливали по всему миру террористов и уничтожали их.

"Америка должна признать за нами право проводить такие же акции, которые провела в Афганистане и Ираке после 11 сентября 2001 года, - сказал "АиФ" депутат кнессета, председатель Комиссии по внутренним делам Юрий Штерн. - Да, мы планомерно уничтожаем руководителей террористических организаций, разрушаем дома смертников и сажаем в тюрьмы их родных. Но только так можно бороться с организованным терроризмом. Личное состояние, например, Арафата оценивается примерно в 1,3 млрд. долларов. А ведь он народный избранник, не имеющий официально частного бизнеса. По данным нашей разведки можно сделать выводы, что он - фигура далеко не номинальная. Он крепко держит власть и, организуя террористическую вакханалию, ничем не рискует ни в финансовом, ни в политическом плане. И его физическая безопасность гарантирована особым по этому поводу требованием США к Израилю".

Татьяна КУЗНЕЦОВА, Иерусалим - Тель-Авив - Москва
Благодарим за помощь в подготовке материала Министерство туризма Израиля и компанию Flying Carpet.

Настал час ислама

Абу Бакр ЮСЕФ, арабский журналист:

- МНОГИЕ сегодня забывают, что первыми применили террор не арабы, а новоиспеченные израильтяне. В ходе войны 1948 г., а затем 1967 г. сотни тысяч палестинских арабов насильственно изгонялись из своих домов. В том числе из Ашкелона, города, куда он всю жизнь потом мечтал вернуться, была изгнана семья шейха Ясина. Ответный палестинский террор на захваченных Израилем территориях начался лишь в конце 80-х годов, когда палестинцы окончательно убедились в равнодушии мирового сообщества к решению их проблем.

И тем не менее в 1995 г. на переговорах в Осло было достигнуто соглашение об установлении на Ближнем Востоке мира, о создании Арабского государства Палестины. В обмен на это Организация освобождения Палестины согласилась признать Израиль в согласованных границах. Но от всех договоренностей с палестинцами израильское руководство отказалось после убийства премьер-министра Израиля Ицхака Рабина еврейским террористом в ноябре 1995 г.

Тогда и начала раскручиваться спираль террора, движущей силой которого стали террористы-смертники... Вот как объяснял это явление убитый израильскими спецслужбами шейх Ясин: "Нам говорят: не применяйте смертников против израильтян. Это негуманно. Но у палестинцев нет иного оружия, кроме людей. Дайте нам танки, самолеты, ракеты, и тогда мы будем воевать обычными способами. Но заставить палестинцев бездействовать и ничего не давать взамен - на это наш народ никогда не согласится".

Лично я твердо убежден в том, что индивидуальный террор абсолютно неэффективен. Более того, он вреден, поскольку восстанавливает мировую общественность не только против самих террористов, но и против того народа, к которому они принадлежат, и дискредитирует цели, которые необходимо достичь. Политическая борьба - дело хотя и медленное, но гораздо эффективнее, чем убийство кого бы то ни было. Вся история терроризма доказывает это. В справедливости данного постулата, я думаю, рано или поздно убедятся и палестинцы, и израильтяне, убивающие сегодня лидеров ХАМАС.

записал Дмитрий МАКАРОВ

Четыре поколения зомби

Натан ЩАРАНСКИЙ, министр правительства Израиля, лидер партии "Исраэль ба-Алия":

- ВЕСТИ с террористами переговоры о прекращении огня - вещь бессмысленная. Всякий раз, когда такие соглашения достигались, они неизбежно их нарушали.

Совершенно очевидно, что палестинцы не хотят быть народом-зомби, не хотят, чтобы в их школах детей учили только тому, как убивать побольше евреев. Народ не хочет иметь 50-процентную безработицу. Но сегодня этим народом руководит коррумпированная диктатура. Мы сами экспортировали Арафата и его окружение сюда в надежде, что они помогут нам бороться против террора. Оказалось, что это иллюзия. Уже четвертое поколение палестинцев живет в лагерях беженцев и воспитывается в ненависти к евреям.

Ликвидация главарей

Алексей АРБАТОВ, зампред партии "Яблоко", доктор исторических наук:

- БОРЬБА с терроризмом должна вестись на двух уровнях. Первый - это ликвидация главарей, чтобы никто из них не чувствовал себя в безопасности. Уровень второй - сужение социальной базы террора. Например, лагеря беженцев - естественный инкубатор для всякого рода боевиков. Надо их расселять, давать людям работу, образование, и им не захочется идти на смерть с поясом шахида.

Что касается Чечни, то нужно принять поправки к нескольким законам и поставить в порядке исключения по периметру республики погранвойска. Средств для охраны чеченской границы потребуется гораздо меньше, чем для проведения войсковых операций.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно